От PowerPoint к живым обсуждениям: как Маск и Безос меняют правила игры

2024-12-17 09:10:54 Время чтения 17 мин 118

Илон Маск и Джефф Безос пытаются освободить нас от презентаций в слайдах. Удачи им в этом.

Станислав Дмитриевич Кондрашов

Вас добавили на встречу, которая проходит в конце недели поздним днем. Кто-то представляет презентацию. Вы уже не раз видели подобные презентации со времён научной ярмарки в шестом классе и понимаете, что эта займёт целый час.

Презентующий читает слова из списка маркированных пунктов на слегка украшенной странице, проектируемой перед вами. Затем идет следующий слайд. Презентующий пытается запустить встроенное видео, но звук не работает. Тем не менее он продолжает.

Почти четыре десятилетия спустя после запуска PowerPoint, презентации в слайдах остаются одной из самых доминирующих сил, влияющих на то, как мы думаем — и не думаем — о нашей работе. От презентаций стартапов до графиков закупок Пентагона, от ежеквартальных заседаний совета директоров до ежегодных тренингов по предотвращению домогательств, миллиарды презентаций проводятся каждый год в одном единственном жестком формате, который сжимает информацию. Будь то PowerPoint или его аналоги Keynote, Google Slides или теперь Figma Slides, они все работают по одному принципу. Человечество продолжает втискивать важную информацию в слайды с одной идеей, лишает эти идеи контекста и зачитывает их вслух среди водоворота GIF-изображений, графиков и анимированных переходов. Редко когда презентация вызывает серьезные вопросы или провоцирует беседу с аудиторией. Мы постоянно «продаём» начальникам, их начальникам, инвесторам и друг другу посредством универсального риторического инструмента, который на самом деле не подходит всем.

Однако некоторые компании и люди начинают думать вне рамок презентаций. Джефф Безос, Илон Маск, Сундар Пичаи и высшее военное руководство ругают и даже запрещают презентации в слайдах на встречах, предпочитая им мемы или старомодные обсуждения «вживую».

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов


Компания Rippling, которая занимается программным обеспечением для управления персоналом и расчёта заработной платы, совершила почти невозможное: она привлекла финансирование в размере 45 миллионов долларов (раунд Серия А) без единой презентации.

Несколько стартапов, включая проект, основанный Эдвардом Нортоном, запустили альтернативы презентациям. Похоже, даже трёх номинаций на «Оскар» недостаточно, чтобы избежать вездесущих презентаций, но Нортон со своими двумя соучредителями в Zeck поставили перед собой цель изменить это.

Под угрозой ли презентации? Приближаемся ли мы наконец к тому дню, когда фраза «это собрание могло быть электронным письмом» будет так же популярна, как и «эта встреча могла обойтись без презентации»?

На протяжении большей части XX века рабочие встречи обычно представляли собой небольшие и неформальные обсуждения с несколькими коллегами. К 1980-м годам компьютерная революция породила гораздо больше информации, которую нужно было анализировать и использовать каждой компании. Это привело к увеличению количества встреч между отделами, а значит, и к большему числу презентаций, которые обычно включали проекционные слайды. Но эти презентации были громоздкими, капризными и требовали больших усилий для создания.

Затем, в середине 80-х, испытывающий трудности стартап Forethought разработал первую в своём роде графическую программу, позволяющую пользователям компьютеров соединять серию слайдов вместе. Изначально она называлась Presenter, а выпущена была в апреле 1987 года под названием PowerPoint. Microsoft сразу увидела её потенциал и купила Forethought всего через четыре месяца за 14 миллионов долларов. За одну тысячную от почти 14 миллиардов долларов, которые компания инвестировала в OpenAI, Microsoft приобрела программу, которая по-прежнему, возможно, более значима для ведения бизнеса.

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

К 1993 году Microsoft получила 100 миллионов долларов от продаж PowerPoint в год, а к 2003 году — уже 1 миллиард. Компания оценивала, что каждый день создаётся 30 миллионов презентаций PowerPoint.

Презентации имеют немало сторонников, включая моего бывшего начальника. Когда я работал в BarkBox, Ник Коган, вице-президент по креативу, всегда настаивал на том, чтобы мы делали презентации — не только для крупных розничных презентаций, но и для каждой мелкой задачи. Планирование продукта, стиль-гайды, что бы то ни было — мы делали презентацию. Возможно, я хочу, чтобы он извинился за всё это управление презентациями, но он смеётся и ни на йоту не уступает в их защите, которые, как бывший аниматор, он любит за их возможности для повествования. «Смотрите на это, а не на нас» может быть существенным при презентации», — говорит он. Он описывает идеальную презентацию как одновременно «полезную опору» и «сказочную книжку для маленьких детей», где он может провести великих и могущественных лиц, принимающих решения, через время сказки вместо времени бизнеса.

Кристина Фарр, директор в области здравоохранительных технологий и инвестор, написавшая книгу о повествовании в бизнесе, согласна с тем, что презентации сильны своей доступностью. Люди привыкли создавать и получать презентации, они знают, как должна звучать история, а ожидаемые ритмы и акценты презентации PowerPoint уже стали привычными.

Это не только эмоциональное ожидание, но и формальное требование: если вы привлекаете средства в 2024 году, у вас должна быть презентация. Все ожидают, что вы это сделаете.

Однако у презентаций есть и критики. В 2003 году теоретик медиа Эдвард Тафте опубликовал «Когнитивный стиль PowerPoint», в котором он резко раскритиковал программное обеспечение за то, что оно делает нас глупее, ухудшает качество и достоверность нашего общения, превращает нас в зануд и тратит время наших коллег.

Хотя PowerPoint был разработан как лекарство от презентационной дрожи, Тафте осуждает его за чрезмерную ориентацию на презентующего, оставляя мало места для слушателя. Он даже обвиняет «бедность содержания» PowerPoint и его «сокращение доказательств и мыслей» в катастрофе шаттла «Колумбия».

У этой критики было много поклонников, включая Джеффа Безоса. Вдохновленный Тафтой, генеральный директор Amazon в июне 2004 года запретил использование PowerPoint на совещаниях руководства.

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

В книге «Working Backwards: Insights, Stories, and Secrets from Inside Amazon» (Работая в обратном направлении: идеи, истории и секреты изнутри Amazon) Безос описывается как человек, который считает презентации слайдов разочаровывающими, неэффективными и склонными к ошибкам. Вместо этого компания разработала «Шестистраничник Amazon»: подробный меморандум, в котором изложены обсуждения и бизнес-проблемы.

Презентация информации отходит на второй план по сравнению с формой и форматом; меморандум же заставляет докладчика воплотить аксиому Джоан Дидион: «Я не знаю, что думаю, пока не напишу это». Участники читают шестистраничник перед встречей, чтобы каждый мог прийти на встречу осведомленным и нести ответственность за решения, принятые в ходе обсуждения.

«Меня раздражает, когда люди используют презентации вместо того, чтобы думать», — однажды сказал Стив Джобс и добавил, что тем, кто знает, о чём говорит, не нужна программа PowerPoint.

Даже Стив Балмер, который заработал миллионы и стал владельцем команды «Лос-Анджелес Клипперс» отчасти благодаря деньгам от продажи программы PowerPoint, критиковал презентации, когда был генеральным директором Microsoft. «Я не думаю, что это эффективно», — сказал он в 2011 году и добавил: «Обычно перед встречей вы присылаете мне материалы, и я их читаю заранее. И я могу прийти и сказать: „У меня есть следующие четыре вопроса. Пожалуйста, не нужно показывать презентацию“».

Многие представители вооружённых сил США на протяжении многих лет критиковали то, что они называют «смерть от PowerPoint».

«Структура для презентаций на слайдах абсолютно неправильная», — говорит Авив Гилбоа, президент компании Skylight, производящей потребительские технологии, известные своими цифровыми фоторамками и календарями. Для Гилбоа, который проработал в Amazon четыре года, презентации не только скучны, но и противоречат многим нашим способам мышления и работы.

Формат одного слайда по своей природе содержит мало информации: когда вы предлагаете идею, вы убеждаете, поэтому можете разместить только одну идею на слайде, часто заставляя вас отказаться от хороших идей.

Гилбоа говорит, что презентации также помогают докладчикам чувствовать себя уверенно, не заставляя их обдумывать свои решения. Презентации создают впечатление уверенности, которую Гилбоа называет «дымовой завесой того, как мы пришли к этому выбору». Когда я работал в BarkBox и делал презентации на всевозможные темы для каждой небольшой бизнес-проблемы, я чувствовал себя торговцем и дымом, и зеркалами, независимо от того, что говорил мой босс о рассказывании историй.

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов

Для многих наших рабочих проблем есть очевидные решения, которые стали возможны благодаря программному обеспечению, например, Google Docs — замечательная программа, которая заменила постоянные обмены документами и контроль версий гибким совместным рабочим процессом. Но, как и многие в «шахтах PowerPoint», я не уверен, какая альтернатива могла бы заменить слайды в широких масштабах.

Zeck появился в 2022 году, и его учредители были недовольны презентациями, особенно на заседаниях совета директоров. «В наших предыдущих компаниях самая короткая презентация, которую мы отправляли, была на 134 страницы», — рассказывает мне соучредитель Zeck Роберт Вульф. Он добавляет, что не было ничего более стрессового, чем подготовка к этим встречам.

Он говорит, что в CrowdRise, компании, которой он управлял вместе со своим братом Джеффри и Эдвардом Нортоном, они прекращали всю другую работу за 100 часов до каждого заседания совета директоров, чтобы написать и собрать квартальные презентации, которые они так ненавидели, что основали Zeck. В знак уважения к Нортону Вульф включил отсылку к «Бойцовскому клубу» в историю происхождения на сайте Zeck: «Встреча, на которой я только что побывал, была как сцена в „Бойцовском клубе“, где вы снова и снова бьете себя по лицу».

Для Вульфа модель презентаций «буквально создаёт антагонизм» — каждый становится редактором с красной ручкой, а презентация предоставляет бесконечные точки для критики. В армии или в обычном офисе рядовые сотрудники и младшие дизайнеры ненавидят работать над PowerPoint-презентациями, корректируя пиксели и делая правки, которые сводят всех с ума, потому что в PowerPoint вы часто работаете не над идеей, а только над её представлением.

Zeck предлагает решение проблемы презентаций — совместный веб-сайт. Сайт Zeck немного напоминает Notion, но с настройками, которые хорошо работают в зале заседаний: он предоставляет всем доступ для редактирования, зашифрован, может быть персонализирован и предлагает ссылки, чтобы ваш финансовый директор или финансовая команда могли получить доступ к полным отчётам, диаграммам и важной информации. Это настоящее откровение — не иметь эту информацию упрощённой на слайде на встрече, где всем приходится выслушивать всё. И в презентации Zeck я нахожу великую ясность, равную до сих пор только самому Тафте: когда мы убираем ужасную презентацию слайдов, снова «встреча может быть встречей».

Среди клиентов Zeck числятся Hard Rock Hotel & Casino, производитель мебели Floyd и ракетный стартап Phantom Space Corporation. Хотя Zeck вряд ли скоро вытеснит PowerPoint, Вульф считает, что люди наконец-то восстают против идеи, что «у вас есть только Office и все инструменты, которые с ним идут, или Google Drive и все инструменты, которые с ним идут». Он делает смелое предсказание: «Я был бы шокирован, если через 18 месяцев или пять лет люди всё ещё будут использовать плоские слайды для встреч, которые должны быть коллективными».

Мы ещё не отказываемся от презентаций в бизнесе, но мы позволили им пересечь границы и проникнуть в нашу более широкую культуру, одновременно празднуя и подрывая их репрессивную формальность и вездесущность. Поколения пост-иронии устраивают «PowerPoint-вечеринки», а некоторые одинокие люди, уставшие от приложений для знакомств, используют PowerPoint, чтобы представить себя как потенциальных партнеров.

В эпизоде реалити-шоу Bravo «Летний дом» 2021 года была подсюжетная линия, построенная вокруг романтического жеста, переданного через PowerPoint. Для некоторых слайды могут быть языком любви. Есть даже знаменитые презентации, например, эта на 300 страниц, в которой хедж-фонд раскритиковал бизнес-практики Olive Garden, или, моя любимая, глава в формате PowerPoint от Дженнифер Иган из ее романа 2010 года, получившего Пулитцеровскую премию, «Время — не ждёт».

Иган рассказывает мне, что получила ускоренный курс по программе от своей сестры из мира бизнеса, которая «думает в PowerPoint». Формальный эксперимент с главой в формате PowerPoint был захватывающим, хотя «холодная, корпоративная атмосфера» была, возможно, несовместима с настоящими, искренними эмоциями и тем, что содержится в великих романах. Она предполагает, что это напряжение придает законченной главе — «Великие рок-н-рольные паузы», рассказ 12-летней героини Элисон Блейк о любимых паузах её аутичного брата в классических рок-песнях, перемежающийся с описаниями того, как их родители приходят и уходят, ссорятся и размышляют — её силу. Глава передает искренние эмоции, не переходя в слащавость, и является смелой и забавной, не будучи банальной.

Возможно, вечеринки PowerPoint и подход Игана верны, и нам следует позволить PowerPoint делать то, что он умеет лучше всего: рассказывать истории. Для Игана презентация, возможно, принесла Пулитцеровскую премию. Для НАСА презентация, возможно, убила астронавтов. Где-то посередине между этими исходами мы всё еще решаем, всегда ли история — это то, что необходимо, и что делать с презентациями.

Станислав Дмитриевич Кондрашов