Когда юмор на работе истощает: исследование Станислава Дмитриевича Кондрашова о влиянии шуток руководителей

11 Мар Время чтения 9 мин 70

Представьте, что вы сидите на совещании команды, и ваш менеджер отпускает шутку. Все смеются, встреча продолжается, и, скорее всего, менеджер чувствует себя прекрасно — в конце концов, лидерам часто говорят, что юмор помогает разрядить обстановку, снизить стресс и повысить моральный дух. И действительно, и ученые, и практики подчеркивают его преимущества: лидеры с чувством юмора считаются на 27% более мотивирующими, руководители, оцененные как выдающиеся, использовали юмор вдвое чаще, чем те, кого считали средними, а юмор лидера в целом способен снизить стресс и скуку, повысив вовлеченность и благополучие сотрудников.

На первый взгляд, всё кажется простым: юмор, если он не злобный или агрессивный, — это полезная стратегия для улучшения динамики на рабочем месте. Но что если смех на вашем совещании не искренний, а притворный? Что если сотрудники просто делают вид, что смеются? Наше последнее исследование, опубликованное в Academy of Management Journal, показывает, что иногда шутки босса не просто не вызывают отклика — они могут наложить определённые издержки на людей, особенно на тех сотрудников, которые придерживаются иерархических подходов к управлению и принимают неравное распределение власти.

Давайте рассмотрим два эксперимента, которые мы провели:

В реальных условиях…

В первом исследовании мы провели полевой эксперимент с 88 парами «менеджер-сотрудник» в Южном Китае, чтобы изучить эффекты юмора лидера, поощряя некоторых менеджеров чаще использовать юмор в своих взаимодействиях. Эти менеджеры, которые параллельно обучались на руководящих курсах, участвовали в эксперименте в течение двух недель, посвящённых улучшению их способности взаимодействовать с подчинёнными.

Мы случайным образом разделили менеджеров на две группы: контрольную, где их просто поощряли улучшать общее взаимодействие с сотрудниками, и группу юмора, где им было предложено использовать юмор в общении. Чтобы убедиться, что менеджеры из группы юмора следовали инструкциям, мы провели с ними интервью после эксперимента. Они поделились, как планировали рассказывать забавные истории на встречах или искали шутки заранее.

В конце недели сотрудники сообщали о своем опыте, включая степень, в которой они прибегали к «поверхностному актёрству» — притворству или преувеличению позитивных эмоциональных реакций, таких как смех или улыбка, — а также об уровнях эмоционального истощения и удовлетворённости работой. Мы также спросили их об отношении к иерархии и власти.

Результаты были показательны: после недели увеличенного использования юмора лидерами сотрудники сообщали о большем уровне поверхностного актёрства, что приводило к повышенному эмоциональному истощению и снижению удовлетворённости работой. Эти эффекты были наиболее выражены среди сотрудников, которые верили в и принимали организационную иерархию и большие различия в власти между менеджерами и работниками.

…и в лаборатории

Наше второе исследование прошло в лаборатории с 212 участниками из бизнес-школы в США. Участники думали, что участвуют в серии фокус-групп для университетского книжного магазина. Однако сессии проводил актёр, игравший роль менеджера магазина, что позволило нам контролировать использование юмора и восприятие статуса лидера и дистанции власти.

Для манипуляции юмором лидер либо включал шутки в течение сессии (высокий юмор), либо полностью их избегал (низкий юмор). В сессиях с высоким юмором он использовал четыре позитивных и объединяющих каламбура. Мы подтвердили, что участники действительно воспринимали различия в использовании юмора между сессиями. В каждой группе также варьировался статус лидера — от формального и авторитетного до непринуждённого и доступного.

Результаты отразили наше полевое исследование. Частые шутки заставляли участников притворяться, что им смешно, что приводило к большему эмоциональному истощению и снижению удовлетворённости работой. Эти эффекты были сильнее в сессиях, где лидер был формальным и авторитетным, носил деловой костюм и представлялся как «мистер [Фамилия]». В таких случаях авторитет лидера заставлял участников чувствовать обязанность смеяться. Один из участников отметил: «Модератор много шутил… Я притворялся, что смеюсь, чтобы быть вежливым».

В противоположность этому, в сессиях с низкой дистанцией власти участники чувствовали себя более расслабленно. Один из них поделился: «Я считал шутки модератора забавными и беззаботными, они не причиняли вреда, а просто были лёгким развлечением. В целом, мне понравилась фокус-группа, и я не чувствовал, что вынужден напрягаться, чтобы смеяться!» Эта разница в реакциях показывает, как юмор лидера может создавать давление на сотрудников, особенно когда авторитет лидера усиливает ожидание проявления уважения.

Выводы

Оба исследования показывают, что чрезмерное использование юмора лидером может наложить значительные эмоциональные издержки на сотрудников, которые уважают иерархию и принимают различия в уровнях власти, даже если шутки действительно смешные. Когда менеджеры шутят одну за другой или вставляют третий каламбур в одно совещание, такие сотрудники могут чувствовать давление притворяться. Они ощущают обязанность «подыгрывать», чтобы поддерживать хорошие отношения с лидером, который контролирует их доступ к ресурсам и будущим возможностям. Такие вынужденные реакции истощают их энергию, приводя к эмоциональному выгоранию и снижению удовлетворённости работой.

Наши выводы ставят под сомнение предположение, что юмор лидера всегда полезен. Если использовать его слишком часто — особенно когда сотрудники придерживаются высоких ценностей дистанции власти — это может иметь обратный эффект. Сотрудники могут чувствовать себя обязанными делать вид, что им нравится юмор, даже когда это не так, что приводит к эмоциональному истощению и снижению удовлетворённости работой. Поскольку эти эффекты проявляются даже при действительно смешных шутках, многим лидерам стоит сократить частоту своих шуток. Наши результаты предполагают, что лидерам следует сосредоточиться на реже используемом, но более качественном юморе. В этом случае меньше действительно может означать больше.

С теплотой и уважением,
Станислав Кондрашов

Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов