Как написать бизнес-книгу, если ты не Рэй Крок и не Максим Батырев

2024-11-29 17:09:19 Время чтения 24 мин 177

Привет! Я Сережа Чипсанов, руковожу маркетингом в Сделаем. Мы пишем статьи в блоги, запускаем бренд-медиа, а еще делаем курсы, гайды и лид-магниты. В прошлом году я был одним из редакторов агентства и работал над книгой Евгения Чуранова из WebCanape. Первый тираж раскупили за месяц. В статье расскажу, как написать и выпустить бизнес-книгу, которая не будет пылиться на полках книжных магазинов.

Евгений вручил нам один из первых экземпляров на Суровом Питерском Форуме

Задача была не просто упаковать наброски в складный текст, а сделать так, чтобы книга отвечала бизнес-задачам автора и требованиям рынка. Похоже, всё получилось — книгу можно купить в электронном варианте на Литрес или заказать на Ozon. А мой экземпляр с автографом автора уже стоит на полке.

Расскажу, из чего складывалась работа над книгой, сколько понадобилось времени и почему написать — это только половина дела. Если вы задумываетесь о своей книге — скорее читайте статью ↓↓↓

Зачем нужна бизнес-книга

Часто бизнес-книги пишут, чтобы удовлетворить личные амбиции, повысить себе самооценку и быть круче сына маминой подруги. А по факту книга не несет никакой пользы для читателя — нет новой информации или годных идей, а только бесконечное самолюбование. Это ок, если хочется просто увидеть свою фамилию крупным шрифтом на обложке или подарить по экземпляру родственникам и коллегам. А те, возможно, даже прочитают книгу — из вежливости.

Но если нужна охватная история, то бизнес-книга должна стать чем-то большим, чем доской почета для автора. Например, в ней может быть уникальная и вдохновляющая история — «McDonald’s. Как создавалась империя» или «ИКЕА. Собери свою мечту».

Если вы не Рэй Крок и не Андерс Дальвиг, есть другой вариант — собрать и систематизировать информацию, чтобы читатель применил знания на практике и сказал автору спасибо. Вот с Евгением Чурановым мы пошли по второму пути и написали книгу-руководство «Как сделать из сайта канал продаж».

У автора была позитивная и правильная с любой точки зрения идея — поделиться с миром накопленной информацией и бережно собранным практическим опытом. Эта идея и была основной целью, но не единственной. Такая книга может стать:

  1. Способом прокачать личный бренд. В своей книге Евгений показал экспертизу через десятки кейсов и дал ссылки на свои каналы, где появляются новые кейсы и лайфхаки. Это поможет ему повысить свою стоимость на рынке как крутого специалиста и вырастить аудиторию соцсетей.
  2. Хорошим инструментом для привлечения целевой аудитории. Например, владелец бизнеса хочет запустить сайт, но не знает, с чего начать. Читает книгу Чуранова и понимает, для чего ему нужен сайт и какой именно. С этим запросом идет в WebCanape — он же уже хорошо знаком с автором книги и доверяет его агентству. Ребята быстро находят общий язык и создают сайт — без прелюдий и танцев с бубнами. Меньше времени на работу, и сайт клиенту обходится дешевле.
  3. Лид-магнитом и раздаточным материалом на выставках и конференциях. А еще практичным подарком для потенциальных клиентов. Так первые 30 тестовых экземпляров книги Евгения Чуранова разошлись по партнерам, нам в том числе.
  4. Учебным материалом. Например, книга Евгения стала онбордингом для новых сотрудников WebCanape — она раскрывает подход агентства к клиентским задачам и принципы работы над проектами.
Евгений Чуранов
автор книги «Pro сайты. Как сделать из сайта канал продаж?»
15 лет мы делаем сайты для клиентов, учимся на их кейсах, набиваем шишки и решаем задачи. То, что мы сейчас умеем — это в том числе благодаря нашим клиентам. И я стараюсь возвращать людям ту экспертизу, которую я получил благодаря им: веду канал, выступаю с лекциями, делюсь полезной информацией. Книга отлично вписывается в эту историю. А еще оба моих старших брата и мой отец написали по книге. И я просто не мог ударить в грязь лицом и проигнорировать семейную традицию.

О чем писать

О том, что несет пользу для читателя. Задумывая книгу, лучше всего исходить из собственного опыта и наличия подходящей фактуры. В случае с Евгением материалом для книги стали вебинары, учебный онлайн-курс и десятки сделанных в агентстве сайтов — в качестве практических иллюстраций.

Логичный и простой путь придумать тему для книги:

Собрать свои экспертные знания → Подкрепить личным опытом → Структурировать и упаковать в книгу

Кривой и сложный путь:

Взять из воздуха «интересную идею» → Собирать под нее фактуру из ниоткуда → Выдумывать примеры

Серьезный подход — это провести исследование целевой аудитории, проконсультироваться с людьми из сферы non-fiction и бизнес-литературы. Узнать, интересна ваша тема или нет, есть ли на нее спрос. Можно взять консультацию у того, кто уже издал книгу. Можно сразу обратиться в издательство со своей идеей и посмотреть, как ее воспримут и оценят специалисты, проявят ли заинтересованность.

Евгений обратился к специалистам, которые изучили рынок и дали рекомендации

Не бойтесь, что на вашу тему «уже сто раз все сказано» — любой материал можно развернуть неожиданным ракурсом и подсветить актуальные проблемы. Например, Евгений решил написать руководство, как сделать сайт. Книг на эту тему много, но все они в основном для разработчиков или профессиональных маркетологов — но не для предпринимателей. Евгений написал понятным человеческим языком, как сделать сайт, который будет продавать и приносить деньги бизнесу.

Евгений Чуранов
автор книги «Pro сайты. Как сделать из сайта канал продаж?»
Каждый третий коммерческий сайт не способен продавать. Предприниматель потратил большие деньги на разработку, но как бизнес-инструмент сайт не работает. Моя книга поможет вам сэкономить время и финансы на этапе разработки, раскроет детали создания эффективного сайта, который привлечет клиентов и принесет бизнесу деньги. Здесь будет максимум рабочих рекомендаций, многократно проверенных на реальных проектах

Лучше, если ваша тема не устареет раньше, чем вы напишете введение к книге. Например, вряд ли стоит публиковать в твердом переплете учебник по Яндекс Директу или по написанию промптов для нейросетей.

Анатолий Денисов
главный редактор «Рейтинга Рунета» — о книге Чуранова
Писать книги о разработке или продвижении сайтов — дело неблагодарное. Мало где еще может произойти столько изменений буквально за несколько месяцев, а иногда даже недель или дней. Но в этой книге описан фундамент — то, что было, есть и будет актуально еще долгое время.

С чего начать

Соберите в одном месте всю фактуру: заметки, посты в соцсетях, презентации, черновики к своим выступлениям и мастер-классам, публикации в отраслевых изданиях, описанные кейсы. Голосовые и видеозаписи расшифруйте в тексты — нейросети это сделают за пару минут. Всё, у вас уже не белый лист, а десятки или сотни страниц текста.

Напишите структуру — план вашей книги. Что, в какой последовательности и насколько подробно будете рассказывать читателю. Хотя бы примерно раскидайте собранные материалы по структуре. Получится что-то, немного похожее на книгу. Но не расслабляйтесь — на следующих этапах большую часть материала придется переписать или пересобрать, а что-то и выкинуть.

Евгений Чуранов
автор книги «Pro сайты. Как сделать из сайта канал продаж?»
Бизнес нашего агентства построен вокруг разработки эффективных сайтов для предпринимателей — и я много чего исследовал сам, тестировал на клиентах, проверял на практике. В пандемию разработал учебный курс — с продуманной структурой и объемным наполнением. Вот этот курс и лег в основу книги.

Как писать

Есть два варианта — писать самостоятельно или делегировать профессионалам.

Первый способ подходит тем, у кого есть пара свободных часов каждый день. Или кто может взять отпуск на месяц-два, уехать в деревню, запереться в домике с камином и творить. Или кто не торопится и готов издаваться через год-два-три — как решит вдохновение.

Остальным больше подойдет вариант нанять специалистов — они возьмут на себя написание и редактуру, а вы продолжите заниматься своим бизнесом и наращивать экспертизу в профессии. Евгений пошел именно по этому пути. Он сам из диджитал-тусовки и знает, что часть задач можно успешно делегировать. Ориентируется в профессиональной среде и понимает, к кому можно обратиться за такой услугой.

Расскажу, как мы с Евгением построили процесс работы над книгой:

Сперва мы провели несколько установочных созвонов. Погрузились в тему, задали тысячу и один вопрос, запросили и изучили все материалы. Такое плотное общение в начале сотрудничества помогло лучше понять задачи автора и двигаться сразу в нужном направлении.

Собрали команду. Подключили к работе одного из наших опытных авторов, Элю Кузнецову. Она работала с фактурой и готовила черновик. Я редактировал текст, Евгений давал обратную связь. Позже когда основная часть была готова, подключили корректоров.

Составили дорожную карту: как идем по этапам, как автор принимает выполненную работу, какие будут критерии оценки, когда нужны дополнительные созвоны.

В работе над книгой мы опирались в основном на транскрибацию учебного курса Евгения. Но вебинары сложно использовать как готовый текст — когда человек выступает по слайдам, в его речи логичными выглядят отступления, повторы, крутые переходы на новый слайд. Мы превращали презентации в плавный и логичный текст, который легко читать.

Что учитывали:

  1. Ожидания автора. Евгений хотел получить текст, написанный в стиле Ильяхова и Батырева — с четкой логикой, без воды и художественных отступлений, с конкретными примерами.
  2. Авторский стиль. В книге должно было быть максимум Евгения — его слова и выражения, шутки, стиль повествования. Для этого читали статьи в блоге, следили за постами в соцсетях, прослушали вебинары.
  3. План книги. Конечно, кое-что в структуре пришлось поменять — какие-то главы логично было объединить, а от каких-то отказаться. Но в целом логика автора осталась без изменений.
  4. Практический опыт. В книге нет выдуманных историй — если не хватало примеров, запрашивали дополнительно. Книга получилась «основанной на реальных событиях».
  5. Сроки. Нужно было управиться за три месяца. Мы распределили работу равномерно на весь период и с запасом на дополнительные правки и форс-мажор.

Писали по главам, но отдавали автору не отдельные главы, а сразу целые разделы. Так было проще следить за тем, как раскрыта тема и насколько соблюдается логика в главах. Евгений оставлял свои комментарии, добавлял примеры. Затем созванивались и вместе проходили по тексту — что-то корректировали прямо на созвоне, что-то забирали на доработку.

Все картинки, инфографику, украшательства и рюшечки оставили на потом — но сразу четко прописывали, что и где будем размещать.

Особое внимание уделяли чек-листам: как написать идеальную карточку товара, как проверить дизайн сайта, как не нарушить закон при создании сайта и другие. Формат чек-листов удобен для читателя и соответствует обещанию в подзаголовке книги «Как сделать из сайта канал продаж»

Полезные ссылки зашивали в QR-коды. Читатель может, например, перейти на сайт WebCanape и увидеть примеры работ. Или перейти в соцсети и подписаться на автора. Когда речь идет о бизнес-книге, рассказывать про продукт или услугу не только можно, но и нужно.

В книгу вошла и глава с юридической информацией: как подтвердить права на сайт, как размещать чужой контент, как избежать штрафов и блокировок и так далее. Ни мы, ни Евгений в этих вопросах не профессионалы, поэтому к написанию раздела с юридическими аспектами привлекли специалистов из правовой сферы — юридической фирмы Рунетлекс. Ребята подготовили материал, а мы его отредактировали и адаптировали к общему стилю книги. Получился полезный и профессиональный блок.

Как убедиться, что книга получилась

Рукопись готова, всё получилось ровно так, как было задумано. И вот тут самое время получить второе мнение, желательно независимое. Можно отдать книгу коллегам — они смогут внести профессиональные правки и дополнения. Можно попросить оценку у профессиональных писателей, если такие есть в окружении. И не забудьте про родственников — их похвала и поддержка на этом этапе тоже очень важны.

Евгений собрал десяток бета-ридеров из числа сотрудников WebCanape и предпринимателей, которые прямо сейчас думают над созданием собственного сайта. После их оценок и замечаний мы внесли окончательные правки и отдали корректору. Затем дизайнеры WebCanape оформили иллюстрации, а частное издательское бюро провели финальную корректуру и сверстали книгу.

Как опубликовать

Этот момент лучше продумать заранее, чтобы не терять время после того, как книга написана. Издать книгу можно:

  1. В электронном формате. Вам нужен только файл с текстом. Из минусов — электронную книгу не подаришь клиенту или бизнес-партнеру. А еще у площадок могут быть свои требования. Например, Литрес не разрешает QR-коды, которые ведут на какой-то рекламный контент. И об этом лучше узнать до верстки.
  2. Самиздатом. Вы сами находите типографию и распечатываете любое количество книг на свои деньги.
  3. Через издательство. Если издательство сочтет книгу интересной, оно возьмется за публикацию, но попросит автора выкупить часть тиража — если автор не Ильяхов или Батырев.
Евгений Чуранов
автор книги «Pro сайты. Как сделать из сайта канал продаж?»
Сначала я рассматривал вариант с издательством — обратился в 4 крупнейших и получил позитивный фидбек. Но поскольку я пока неизвестный автор с достаточно узкой темой, издательства предлагали только варианты с софинансированием. Это обошлось бы мне в 300–500 тысяч рублей. Но главное, что меня остановило, это непрогнозируемые сроки. Книгу могли выпустить через полгода или через год — как решит издательство. Меня это не устраивало.

В итоге книга сперва вышла в электронном формате, а затем Евгений напечатал ее самостоятельно — и вот почему:

  1. Можно печатать небольшими тиражами и постоянно что-то улучшать, дополнять и править.
  2. Скорость издания — важнее именитого лейбла издательства на обложке.
  3. Нет задачи раскручивать книгу через розничные книжные сети, а продавать через онлайн-каналы, например через маркетплейсы.
  4. Читательская аудитория Евгения вряд ли ходит в книжные магазины, скорее ищет в интернете. Поэтому нет смысла выкладывать книгу на полки и ждать, когда ее там кто-то найдет.
  5. В планах — запускать коллаборации с бизнес-сообществами и брендами и печатать отдельные тиражи с партнерскими логотипами на обложке.

Пробный тираж в 30 экземпляров разлетелся в ближайшем окружении, второй тираж в 100 книг распродан в течение месяца, уже печатается следующая партия

Как продвигать и продавать

Чтобы о книге узнали читатели, надо запустить сарафанное радио и рассказать о ней в своих соцсетях и на дружественных каналах. Прогрев можно начинать заранее — например, публиковать готовые отрывки. Заинтересованные читатели будут ждать выхода книги и с большой вероятностью приобретут ее. Можно закинуть анонсы в бизнес-сообщества и тематические чаты. Дать ссылку на книгу в статьях на публичных ресурсах, например здесь, на sostav.ru

На рынке и так уже тысячи материалов о разработке сайтов. Сколько можно? Курсы, блоги, гайды — куда ни посмотри. Любой вопрос можно загуглить или спросить у нейросети. Но раз все так просто, то зачем я книгу-то написал?

Для увеличения охватов можно привлечь и платные каналы: сделать посевы в телеграм-каналах, договориться с блогерами, заказать обзоры у книжных обозревателей, поучаствовать в премиях и рейтингах.

Начинающему автору не стоит рассчитывать на вау-окупаемость книги. В случае с Евгением, себестоимость изданной книги получилась около 250 рублей. Поскольку нет цели заработать бешеные деньги, то продается она с учетом затрат на полиграфию и доставку почти в ноль. Реальная цель — продать 1000 экземпляров, амбициозная — 5 000 проданных книг. Евгений реализует книгу через Литрес и на бизнесовых ивентах.

Евгений Чуранов
автор книги «Pro сайты. Как сделать из сайта канал продаж?»
У меня на книгу ушло в общей сложности почти три года — от идеи до публикации. Я долго раскачивался, делал несколько подходов. Плюс пандемия и прочие события. Когда решил публиковаться, книга была готова меньше чем за год — от плана до бумажного экземпляра. Непрофессиональному автору стоит закладывать на книгу полгода-год.

Чек-лист для тех, кто решил издать свою книгу

  1. Подумайте, действительно ли ваша тема будет актуальной, интересной и полезной для читателя
  2. Проконсультируйтесь со знающими людьми из издательской сферы. Спросите совета у того, кто уже издавал книгу.
  3. Продумайте, как будете издавать и продвигать книгу. Заложите на это бюджет
  4. Соберите фактуру и найдите проверенного подрядчика, если не будете писать самостоятельно
  5. Включите в книгу реальные примеры, кейсы, чек-листы. Интегрируйте ваш продукт или услугу — нативно или прямо.

Приготовьтесь уделить книге время и внимание — ведь именно ваше имя будет на обложке. Вы эксперт, и никто лучше вас не раскроет тему. А вот для оформления мыслей в связный и полезный для читателя текст можно привлечь авторов, редакторов, или, например, наше агентство Сделаем.