Управлять можно тем, что умеешь измерять

2014-02-13 09:12:23 1386

Лично мне совсем не по душе пророчества надвигающегося кризиса, заполонившие СМИ и Интернет. Тем более, что мировые индикаторы выглядят позитивно, а выдвигаемые «пророками» внутренние причины не имеют нужного для катаклизма масштаба.

Тем не менее, времена смутные, и бизнесу, как никогда, время позаботиться о своей эффективности. А заботу эту нужно начинать с настройки средств измерения этой самой эффективности, то есть с системы показателей.

Рискну утверждать, что система показателей является важнейшим элементом системы управления бизнесом в целом. Действительно, если согласиться с тем, что управление бизнесом – это деятельность, направленная на достижение цели бизнеса, то если цель не определена, управления, собственно, не существует. К сожалению, так оно и есть во многих российских компаниях малого и среднего бизнеса: управление ограничивается только оперативным уровнем.

С позиций системного менеджмента цели должны обладать SMART-свойствами, то есть быть, по меньшей мере, измеримыми. Показатели – это и есть измерители SMART-целей, а система показателей - это связная система датчиков, измеряющих состояние сложного организма предприятия. Индикаторы этих датчиков предоставляют менеджерам разного уровня информацию для принятия управленческих решений.

В любой компании какой-то набор управленческих показателей существует. Например, как правило, руководители контролируют хотя бы некоторые из общепринятых финансовых показателей. Создатели Системы Сбалансированных Показателей (ССП) сравнили управление по такому ограниченному набору показателей с управлением самолётом, на приборной доске которого размещён один прибор – датчик скорости. Вряд ли мы доверили бы свою жизнь такому самолёту, а вот самочувствие бизнеса доверяем аналогичной «системе» показателей с лёгкостью.

Внедрение ССП требует некоторого опыта и, конечно, настойчивости. Есть некоторые сложности, препятствующие успешной организации управления по целям. Но преодолев эти сложности, вы получите не только измерительную линейку, но и инструмент мобилизации сотрудников на достижение как общих целей бизнеса, так и плановых значений показателей на каждом рабочем месте. Интересующихся деталями, приглашаю почитать статью "Разработка и внедрение Системы Сбалансированных Показателей компании".