Какой предприниматель не мечтает о неограниченном ресурсе оборотных средств? Пока неиссякаемый источник бесплатных денег не найден, предлагаю подумать о том, как наиболее эффективно распределить имеющиеся средства и управлять этим распределением.
В статье "Методика планирования маркетинговых показателей" я описывал алгоритм планирования оборотных средств, основанный на перераспределении денег от менее важных к более приоритетным сегментам бизнеса. Безусловно, выбор этих приоритетов – дело сотрудников маркетинга. Неплохо бы этим сотрудникам представлять себе дальнейшую кухню планирования, чтобы на одном языке общаться с финансистами, которые будут нарезать финансовый пирог. Этой теме и посвящена новая статья "Управляем оборотными средствами".
В наиболее продвинутых компаниях финансисты вообще не очень то лезут в планирование оборотных средств. Отделу продуктовых менеджеров устанавливаются лимиты на величину используемых активов и их рентабельность. Естественное желание менеджеров отхватить себе средств побольше, ограничивается путём ввода в систему стимулирования каждого из них рентабельности используемых ресурсов.
Если всё же выделенных денег на всех не хватает, каждый из менеджеров защищает свой проект распределения ресурсов перед общим руководителем и уже шеф принимает окончательное решение. Поскольку стимулирование этого руководителя связано, в том числе с рентабельностью оборотных средств, его личные цели совпадают с целями компании.
К сожалению такая картина наблюдается далеко не на всех предприятиях малого и среднего бизнеса. Как результат, деньги расходуются не эффективно, на складе образуются неликвиды, а ходовой товар или требуемая для производства комплектация отсутствует. Учитывая не блестящую ситуацию в российской экономике, самое время навести порядок в вопросах использования оборотных средств.