Несмотря на обилие написанных и сказанных слов, ответ на этот вопрос интересует большинство заказчиков бизнес-планов. Ну, может быть, не в такой забавной форме (вопрос, вынесенный в заголовок, действительно пришёл к нам по почте в ответ на наше коммерческое предложение), но многие заказчики спрашивают: почему у вас разработать бизнес-план стоит дороже, чем, например, на сайте фрилансеров? Отвечаю.
Начну с того, что требования к документу, именуемому «бизнес-план» бывают очень разнообразные. И дело тут не в обилии типовых структур, разработанных банками, органами государственной власти, консалтинговыми компаниями и комиссиями по присуждению грантов. При всём многообразии форматов любой приличный бизнес-план должен содержать одни и те же разделы. Гораздо важнее то, что бизнес-план, выполненный по любой структуре, может быть разработан с разной степенью достоверности и разной детализацией.
Можно сделать работу, полностью соответствующую любому навороченному формату, но не основанную на реальном знании рынка или не содержащую серьёзного анализа планируемых финансовых результатов. По формальным признакам к такому бизнес-плану предъявить претензий будет нельзя, но он не выдержит минимального анализа требовательного инвестора или сотрудника банка.
И наоборот, чтобы пройти защиту перед инвестором совсем не обязательно прикрываться международными форматами и импортными программами бизнес-планирования. Для это нужно:
Если вы прикинете, сколько нужно потратить времени квалифицированному разработчику, чтобы честно проработать эти вопросы, цена качественного бизнес-плана уже не покажется вам высокой.
Собственно всего этого и нет в дешёвых бизнес-планах, разрабатываемых не только большинством фрилансеров, но и значительной частью юридических лиц, промышляющих на этом рынке.
По роду занятий мне приходится просматривать десятки таких работ. Каких нелепостей там только не насмотришься! Большинство этих бизнес-планов не стоят даже тех небольших денег, которые за них получили их создатели. Обратите внимание, что здесь я не имею в виду откровенных жуликов, продающих заказчикам чужие готовые бизнес-планы с отредактированными датами, географией, отраслью. Речь не об этом криминале, а о неквалифицированных авторах, паразитирующих на неквалифицированных заказчиках.
Да, именно поэтому эта «фабрика» по производству дешёвых поделок продолжает существовать. Главная причина – нетребовательность, низкая квалификация заказчиков. При всём том, когда «пузырь лопается», то есть бизнес-план не проходит защиту у инвестора или компания, пытающаяся следовать в своей работе дешёвой поделке, банкротится, заказчик не вспоминает о том, что «польстился на дармовщинку», а ругает почём зря всю консалтинговую отрасль, включая добросовестных участников.
Справедливости ради нужно отметить, что достоверный план не всегда и нужен. Иногда требуется просто положить в банк красивый текст, соответствующий правилам банка. Или оформить решения, уже принятые и просчитанные заказчиком, в общепринятом формате. Подобная работа не требует высокой квалификации и стоит дешевле, чем полноценный бизнес-план, в любой компании.
Вроде бы всё просто: чтобы заказчику не заплатить лишнего, а исполнителю не упустить ничего из требований заказчика, нужно до подготовки коммерческого предложения досконально выявить эти самые требования. Это можно сделать в 5-минутном разговоре по телефону. В нашей компании это можно сделать, ответив на вопросник для подготовки коммерческого предложения на разработку бизнес-плана, размещённый на сайте.
Но далеко не все заказчики идут по такому пути. Некоторые, вероятно наиболее занятые, поручают предварительные переговоры своим секретаршам. Первый же наш вопрос ставит такую «переговорщицу» в тупик и один только бог знает, насколько правильно она проинформирует нас и насколько искажённую информацию она передаст шефу для принятия немаловажного решения.
Другие, вероятно наиболее продвинутые, присылают свои ТЗ, не содержащие важной для расчёта стоимости и сроков разработки информации, или свои вопросники, с помощью которых пытаются оценить квалификацию потенциальных исполнителей. Центральным пунктом обычно является вопрос об опыте разработки бизнес-планов в отрасли заказчика. Интересно, если мы разрабатывали в 2010 году бизнес-план по выращиванию зелени на Камчатке методом аэропоники, это повышает нашу ценность в глазах заказчика бизнес-плана по выращиванию зелени в Ленинградской области после введения эмбарго? Вероятно, повышает, так как отрасль то одна. Вот только рынок абсолютно другой и его исследование нужно делать всегда с нуля, но это «продвинутых» заказчиков не беспокоит.
Недавно наше коммерческое предложение заказчик отверг по причине того, что указанная в нём сумма показалась ему подозрительно маленькой. Когда я спросил его, с чьим предложением он сравнивает, заказчик назвал известное международное консалтинговое агентство. Все понимают, что в случае покупки продукции международных брендов заказчик платит не только за качество работы, но и за своё спокойствие, уверенность в результате.
Это я написал к тому, что, слава богу, на рынке есть возможность выбора. Можно заплатить за бренд, а можно, сэкономив, приобрести сотню страниц теста, не стоящего бумаги, на которой он напечатан. Выбор за вами, заказчики бизнес-планов. Один совет: не пожалейте 5 минут времени на обсуждение заказа, «чтобы не было мучительно больно за напрасно потраченные» деньги!