Отказное письмо для маркетплейса — что это такое и как его получить

2023-11-07 16:39:56 Время чтения 7 мин 40524 2

Для реализации товаров на российских маркетплейсах предпринимателям необходимо оформить сопроводительные документы: сертификат соответствия, декларацию о соответствии или отказное письмо по сертификации. В этом материале мы расскажем о наименее затратном варианте выхода на маркетплейсы. Предметно подскажем, какие категории товаров допускается продавать с отказным письмом, не оформляя сертификаты и декларации.


Отказное письмо для маркетплейса — это добровольный разъяснительный документ, оформляемый уполномоченным органом по сертификации, в котором официально подтверждается, что указанные в нем товары не отражены в действующем перечне продукции, подлежащей сертификации. Письмо может быть выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП), которые продают товары на территории РФ.

Получить отказное письмо на реализуемую продукцию Вы можете в сертификационном центре, вне зависимости от региона регистрации предприятия. Весь процесс происходит в электронном виде и занимает не более одного дня.

Для оформления нужно предоставить 2 документа:

  1. Заявка и реквизиты заявителя 

Стоимость и срок оформления отказных писем на товары

Предлагаем посмотреть видео обзор:

Отказные письма выдаются не под каждый маркетплейс, а для любых целей, включая  таможенное оформление при импорте или экспорте. Оформив письмо, организация получатель может воспользоваться им для сотрудничества с любыми сетевыми магазинами или маркетплейсами. Также этот документ может пригодится при проверках Роспотребнадзора, чтобы предприниматель мог официально подтвердить, что на продукцию не нужно оформлять сертификаты либо декларации.

На какие товары можно сделать отказное письмо — как это определить?


  1. Автопарфюм,  ароматические саше,  аромадиффузоры и иные формы ароматизаторов, кроме аэрозольных;
  2. Ювелирные украшения из драгоценных и полудрагоценных металлов и бижутерия (кроме детской;
  3. Аксессуары для волос (заколки, резинки, ободки и другие аналогичные изделия);
  4. Канцелярские принадлежности, не являющиеся школьными товарами);
  5. Кухонные деревянные принадлежности и посуда;
  6. Товары для животных (зоотоары), кроме кормов, ветеринарных препаратов и приборов,  работающих с источником питания;
  7. Свечи ароматические восковые;
  8. Пиломатериалы из разных пород дерева;
  9. Интерьерные зеркала, не подключаемые к электричеству;
  10. Садово-дачный инвентарь;
  11. Очки солнцезащитные и оправы;
  12. Сувениры;
  13. Елочные игрушки и праздничные украшения;
  14. Ежедневники, плакаты, открытки, постеры, блокноты, почтовые конверты;
  15. Растения и цветы (живые и искусственные);
  16. Маникюрный инструмент;
  17. Картины;
  18. Швейная фурнитура;
  19. Спортивный инвентарь
  20. Мангалы и шампуры;
  21. Рыболовные товары.

Но есть одно уточнение.  Если  тот или иной товар,  даже если он отражен в вышеуказанном перечне, работает от электросети либо другого источника питания, то это автоматически относит его к обязательной сертификации или же декларированию соответствия по требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС). А именно, ТР ТС 004/2011, 020/2011 и 037/2016.

Кто может оформить отказное письмо на продукцию?

  1. Получить отказные письма для маркетплейсов могут индивидуальные предприниматели и юридически лица, которые зарегистрированы в РФ и странах Таможенного союза. Так же получателями могут быть заявлены самозанятые граждане, но есть нюанс. На самозанятых можно оформить только информационное отказное письмо, а вот сертификаты и декларации нельзя. Так как для регистрации этих документов требуется  подгрузи копии свидетельства ОГРН, а у самозанятых его нет.
Ключевое условие для оформления письма — продукция не должна быть отражена в постановлении Правительства № 2425 и технических регламентах Евразийского Экономического Союза.

Требования маркетплейсов Яндекс Маркет Ozon и  Wildberries к отказным письмам

  1. Перечень товаров в отказном письме нужно указывать развернуто и четко. Нельзя просто написать общую категорию без конкретики. Например, «товары для дома» — такую формулировку испотзовать нельзя. Необходимо перечислить наименования. Например, ваза для цветов их гипса, статуэтка пластиковая, деревянная менажница для фруктов.
  2. Указывайте продукцию или оборудование так, как написано на упаковке изделия, чтобы не было разночтений в этом плане и у покупателей будет меньше вопросов. Это правило также важно соблюдать и в случае проверок Роспотребназора.
  3. Бренд, по которым продается продукт  указывать не обаятельно. Артикулы товара также перечислять не нужно, да и нет в этом особого смысла. От наличия или бренда не зависит, подлежит ли тот или иной товар обязательной сертификации. Вполне достаточно указать наименование изделия, материал, а также подходящий код ТН ВЭД.
  4. По условиям маркетплейсов отказные письма должны быть оформлены аккредитованными центрами сертификации. Иногда представители маркетплейса при введение нового товара в личном кабинете требуют указать номер аттестата аккредитации сертификационного органа, которым было выдан этот документ. Чтобы выяснить эту информацию, перейдите реестр на сайте Росаккредитации. Далее в поисковой строке заполнить полное название органа по сертификации.

Вот так примерно это выглядит:

В результате поиска выводится интересующая вас информация, в левом верхнем углу появится  номер записи аккредитованного лица в реестре. Его заполняете в момент загрузки электронной  копии отказного письма в личном кабинете на маркетплейсе.