Московским октябрем случились сразу два (даже вообще-то три) важных для меня события. Восьмого октября одна из ведущих лютнисток мира, Марина Белова, играла в составе ансамбля Gnessin Baroque. 22 октября прошел лютневый и барочно-гитарный концерт с ее участием, а также с участием Андрея Чернышова. И уж совсем чудесное для меня — Марина согласилась после концерта уделить несколько минут моей 12-струнной лютневой гитаре авторской конструкции. А теперь подробнее!
Лютне-гитарные наивные начинания свели вашего покорного с чудесным миром Мастеров и Музыкантов направления старинной музыки. И вот, случился настоящий праздник — в КЦ "Покровские ворота" прошел концерт ансамбля "Gnessin Baroque" и Марины Беловой с программой "На улицах Испании".
Марина выступила с барочной гитарой работы Вадима Гиньковского.
(столько пересмотрел видео-роликов... и вдруг увидел в зале, это ярчайшее вдохновение!)
Gnessin Baroque:
Марина Катаржнова — барочная скрипка
Ольга Мартынова — клавесин
Август Крепак — барочная виолончель
Мы услышали произведения испанских композиторов эпохи барокко и позднего Ренессанса: Диего Ортиса, Антонио де Кабесона, Хуана Кабанильеса, Бартоломе Салаверде и Падре Солера. Случился и яркий танцевальный экспромт!
Сказать, что я был впечатлен, значит, не сказать ничего.
Великолепнейшее событие! Тембры меня почему-то уносили не в атмосферу старинных балов и разодетой публики, напротив, явственно представлялись баталии каракк, залпы орудий, разлетающийся в щепы рангоут... А квартет сквозь всё это, совершенно невредимым, играл музыку на корме. И плотные ритмичные удары Августа в заднюю деку виолончели только усиливали эффект. Барочная гитара Вадима произвела отдельное впечатление. Руки зачесались, в голове закрутился новый барочный вихрь.
Часть 2. Концерт "Лютневые удовольствия".
На второй концерт пришел со своим средним, Арсением Сергеичем. Поскольку взяли места буквально напротив музыкантов, то смогли в полной мере насладиться представлением. К своему стыду, я впервые слушал лютню вживую. А когда услышал две, то и окончательно потерял дар речи. Только переводил взгляд с Марины на Андрея, с лютни на лютню, и снова к лицам и рукам. Руки Марины — это, конечно, особенное волшебство. С какой легкостью и точностью из-под пальчиков течет красивейшая музыка! И тут же вплетается игра Андрея, мелодия журчит, словно два ручейка. Меня унесло на пятьсот лет назад, куда-то в рафаэлевские пасторали. Кстати, вот именно с Рафаэлем приходит связь, при взгляде на Марину, удивительно яркая ассоциация рождается. В некоторых композициях случалась и вокальная партия Андрея, живая и страстная, то на испанском, то на французском, и самым чудесным образом подходящая эпохе, вот почему-то думается — именно так и должен был звучать в ту эпоху артист.
"Лютневые удовольствия" сменились барочногитарными удовольствиями, так же в две гитары, и снова самые прекрасные впечатления! Но, при всей любви к гитаре и всему гитарообразному ))) моему сердцу все же ближе лютня, я совершенно влюблен в ее звук.
А когда концерт закончился, Марина и Андрей любезно согласились уделить несколько минут моему "лютне-гитарному чуду".
Счастливый чеширский кот! )
Часть третья. Смотры моей лютневой гитары.
Я очень волновался, т.к. предстояло не просто показать свой инструмент кому-то... Мне очень повезло, что такие большие Мастера согласились уделить несколько счастливых минут.
— Ух, какая тяжелая!
В первую секунду Марина едва ее не выронила, настолько непривычно тяжелым оказался инструмент в сравнении с лютней.
Я впервые прикоснулся к лютне Мастера Вадима Гиньковского и обомлел, казалось, она совершенно невесома, тонкие слабые струны не требовали ровно никакого усилия для прижатия, все обводы какие-то... абсолютные, острые четкие грани, идеальные линии, всё можно описать одним словом — конфеточка! Но вес... она весила как половинка моего грифа!
Если бы в подворотне Покровки напал хулиган, то он бы так и остался там лежать с размозженной головой, при этом моя гитара бы даже не потеряла строй.
Марина извлекла несколько приятных звуков, и я был несказанно счастлив слышать и видеть это, мне уже было за счастье, что эти руки касались моего инструмента. Затем гитару взял Андрей и поиграл чуть дольше (я слушал, затаив дыхание!) А когда открыл "лючок"...
— О! А здесь нужно хранить фляжечку!
Вся наша компания засмеялась. Было очень тепло, душевно тепло — собрались друзья и ученики музыкантов с лютнями и барочными гитарами. Обсуждали особенности звучания всех инструментов, сравнивали. Андрей устроил едва ли не лекцию.
Марина также дала очень много полезнейших комментариев.
Как же я люблю такие вечера, стоял и буквально грелся светом и увлеченностью этих людей!
Но стало совсем уже очевидно — если используются гитарные струны, то инструмент и будет звучать как гитара. Но все же я старался убедить себя в том, что слышу не типичную гитару, и какие-то "особенные" тембральные оттенки присутствуют. Возможно, это попытка себя успокоить, что гитара в принципе получилась.
Но нужно облегчать, облегчать и облегчать.
И конструктивно я даже смогу частично это сделать — через люк смогу срезать существенную часть внутренних деталей... вопрос лишь в усилии, все-таки гитарные нейлоновые струны это 40-50 кг, а 12-струнка — плюс еще столько же. Имея инженерное образование, я все же законченный конструкционный параноик, делаю с запасом... и предстоят еще долгие поиски.
Но как же теперь хочется сделать эти легчайшие инструменты по канонам — и лютню, и барочную гитару... Это ужасно! — в счастливом смысле — ведь придется открыть для себя нечто новое, новый уровень работы с деревом, придется учиться игре, учить табулатуры, и это безумно интересно! ОГРОМНОЕ СПАСИБО за открытость и теплый прием.
***
Марина Белова — лютнистка. Репертуар: сочинения для лютни XVI-XVIII веков, а также музыка для теорбы и барочной гитары. В 2019 году Марина стала победительницей конкурса лютнистов «Maurizio Pratola». Преподавала в АМУ при МГК им. Чайковского и Академии им. Маймонида.
Андрей Чернышов — лютнист и певец, исследователь и исполнитель музыки Возрождения и Барокко. Является основателем и художественным руководителем ансамбля «Cantovivo».
В 2010 Андрей открыл курс в Академии им. Маймонида "Исполнение музыки для старинных щипковых инструментов на классической гитаре".
В 2015 Андрей и Марина вместе основали «Первую лютневую школу».
Кто не видел, фото и видео: Процесс создания моей лютневой гитары
Сергей Пронин
--
prodesign.ru