Инновационная деятельность библиотеки

2010-07-19 08:53:44 2457

В.А. Пряжникова

РНТИК «Баштехинформ» АН РБ, г. Уфа

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов.

В зависимости от задач в деятельности библиотек выделяются следующие инновации:

  • продуктные, направленные на изменение репертуара библиотечных услуг с ростом общественных потребностей;
  • организационно-управленческое, вызывающие необходимость разработки и внедрения прогрессивных форм и методов труда, появления новых структур;
  • технологические, связанные с совершенствованием технологических процессов в библиотеках, с их техническим перевооружением;
  • социальные, призванные способствовать удовлетворению социально-культурных потребностей сотрудников библиотек;
  • инновации в сфере профессионального сознания;
  • комплексные, включающие все виды перечисленных инноваций.

Особое место в инновационной деятельности библиотек занимает внедрение компьютерных технологий, которые относятся к инновационной деятельности комплексного характера, т.к. включает все виды библиотечных инноваций.

Чтобы обеспечить удовлетворение информационных запросов пользователей, библиотеки постоянно должны заниматься обновлением информационных ресурсов, пополняя их как печатными источниками, так и информацией, содержащейся на нетрадиционных носителях, используя возможности локальных, региональных и международных информационных сетей. Поэтому возникла необходимость развивать фандрайзинговую деятельность библиотеки.

Новые технологии приводят к повышению степени доступности информации и расширяет возможности ее поиска. Однако информатизация одновременно порождает ряд новых проблем и углубляет старые. Решение этих проблем на современном уровне невозможно без переосмысления и реорганизации содержания и структуры библиотеки, технологии выполнения процессов и операций.

Сегодня появились такие средства передачи информации, как – электронные, и это также изменило методы работы библиотеки, в том числе и библиотеки «Баштехинформ» АН РБ.

Созданы такие электронные библиотеки на CD-ROM, как:

  • Электронная библиотека кадровика;
  • «Секретарь и офис-менеджер»;
  • «Нормативные документы для торговли и общественного питания»;
  • «Санитарные правила и нормы. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде» и др.

Для специалистов, бизнесменов и студентов в библиотеке имеются книги по инновационному менеджменту, инновационным технологиям.

Инновации рассматриваются как показатель и условие прогресса библиотек.

Материалы II межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности". Уфа: РНТИК "Баштехинформ" АН РБ, 2006. С.101-102.