Практикой защиты средств индивидуализации (товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров) предусмотрена регистрация их в Роспатенте с предварительной подачей заявочных материалов в патентное ведомство.
При этом в качестве основной мотивации заявителя выступает не сам факт индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а способ уйти от конкуренции, в том числе недобросовестной. Причем, обоснованность претензий заявителя на словесное обозначение (а иногда и на монополизацию его) зачастую вряд ли бывает оправданной. Эта практика имеет место, когда заявитель отождествляет охраняемую часть словесного обозначения и неохраняемую. В качестве примера можно привести такие фрагменты неохраняемых элементов, как слова: «Первый», «Второй», «Высший». То есть в словесном элементе подспудно прослеживается естественное желание заявителя придать логотипу рекламно-хвалебный оттенок.
Вторая группа ошибок, также связанная со способом защиты от копирования, предполагает использование элементов фирменного наименования, состоящих из начальных букв известных слов, например «УРАЛНЕФТЕМОНТАЖКОМПЛЕКТ», «РОСГЕОЛОГОРАЗВЕДКА», «БАШСАНТЕХДИАГНОСТИКА» и тому подобные, что тоже вполне естественно.
Третья группа ошибок предполагает использование элементов, свидетельствующих о виде, назначении, времени, свойстве и качестве товара или услуги.
Четвертая группа распространенных ошибок заявителя состоит в употреблении различного типа аббревиатур или широко распространенных обозначений.
На практике существует также целый ряд иных заблуждений заявителей.
Общим в перечисленных группах распространенных ошибок является отсутствие различительной способности заявляемого обозначения.
К сожалению, в экспертной практике иногда встречаются прецеденты, когда регистрируются обозначения, не имеющие ярко выраженной различительной способности, причем без дискламации неохраняемых элементов.
В таких случаях эксперты руководствуются доказательствами широкой известности заявляемого обозначения, при условии, что таковые имеют место задолго до даты приоритета заявки на товарный знак. В иных случаях (субъективный либо человеческий фактор) заявитель, получивший на руки решение о регистрации товарного знака, рискует, столкнувшись с интересами других субъектов тем, что его охранный документ рано или поздно будет аннулирован, в том числе с помощью Палаты по патентным спорам.
Таким образом, налицо – целый букет противоречий, которые можно решить, либо «забыв» про свои амбиции или претензии, и пойти по пути «ребрендинга» или добавления изобразительных элементов, либо (что, к сожалению, имеет более распространенный характер) идти на риск, надеясь, что его обозначение «случайно» зарегистрируют.
Поэтому выводы здесь очевидные.