Исторические стили в ювелирных украшениях

2010-10-08 02:45:48 8097

Твердо говорить о сегодняшних тенденциях развития ювелирного дела, получится только при условии понимания его исторических корней.

Предлагаю пройтись по ступенькам расцвета этих замечательных украшений с древних времен.

Пока география торговых взаимоотношений была затруднена техническими невозможностями, каждое сообщество людей, развивалось достаточно изолированно, порождая самобытную этническую культуру. Так сформировалась Греческая культура, культура Майя, Китайская или Японская культура, Индийская и Азиатская культуры и т.д. С момента как обмен информацией, а соответственно и накопленными ценностями, стал преодолевать географические барьеры - человечество живет в основном во время эклектик, «нео» стилей, стилизаций и крайне редко рождает яркие, принципиально новые стили. Но, однажды родившись, стиль, повторяется вновь и вновь. Сегодня его можно узнать в вещах, которые живут рядом с нами.

Классицизм

Греческое искусство, в том числе и ювелирное, считается колыбелью европейской художественной культуры. Оно характеризуется, в первую очередь, гуманистическим мировоззрением, что подтверждается преобладанием изображений человека. Именно в Древней Греции сложились и были сформулированы главные художественные конструктивные принципы - гармония, ритм, органичность идеи и формы. Немалый интерес представляют сохранившиеся фрагменты декоративных изделий и украшений: голова быка из чеканного листового золота с зернью, цветочная розетка из электра с филигранью и фигуркой грифона в центре, выполненной зернью - деталь диадемы (диаметр 4,7 см).

В середине V века до н. э., после победы греков над персами греческая культура достигла своей золотой эры. Не только всемирно известные шедевры архитектуры, как Парфенон на Афинском Акрополе, но и произведения златокузнецов Классического периода свидетельствуют о том, что в это время были выработаны основополагающие эстетические принципы. Главным из них стала категория Красоты. Идея красоты подразумевала математическую просчитанность пропорций и асимметричную уравновешенность композиции, контрапост - принципы, обязательные как для монументального, так и для декоративного искусства. Вот как они принципы выдержаны в гравированной женской фигуре на золотом кольце-печатке из Таренто:

Принцип ритмичного узора прочитывается и в золотом ожерелье из Таренто. Звенья и подвески скомпонованы в центрическую и пластически разнообразную систему, разделенную на два регистра - горизонтальный и вертикальный. На внутреннем ободе элементы в виде розеток и бутонов лотоса располагаются плотной цепочкой, чередуя круглые и удлиненные, особенно популярные в Греции. Сравнению с декором обода, сконцентрированного вокруг шеи, подвески обращены в противоположную сторону, вовне. Противопоставление между компонентами, создающими художественный ритм, снимается мотивом голов, играющим роль конструктивного, объединяющего элемента.

Так в ювелирном украшении проявились главные орнаментальные принципы греческой классики: четкость, контрастность, уравновешенность через взаимодействие элементов, пропорциональность, ставшие залогом Гармонии - отличительной черты классического искусства.

Рим

Из золотых изделий сохранились преимущественно украшения, которые также выдержаны в характерном для римлян эклектическом стиле. Доминирует здесь влияние этрусской культуры. По сравнению с греческими и этрусскими изделиями римские ювелирные украшения тяжеловесны и пестры. До нас дошли в большом количестве золотые и серебряные перстни с резными портретами, шпильки для волос с фигурками Амура, Венеры или Ники. В Помпеях были найдены золотые браслеты, выполненные в форме змей в подражание грекам. Очень интересны браслеты в виде двух рядов полых полусфер из Боскореале. Большой популярность пользовались медальоны-подвески, восходящие к этрусским образцам, и серьги, особенно любимые римлянками. В соответствии с модой их часто надевали по нескольку штук одновременно, так что при движении женщины позванивали ими как колокольчиками.

Геммы, в результате восточных и эллинистических влияний, используются римлянами не только в ювелирных украшениях. Ими декорируют обувь, оружие и чаши для питья. Эта форма стала особенно популярной после завоевания в 49 году Александрии, богатой резными камнями. Отсюда в Рим экспортировалось несметное количество драгоценных камней, гемм и жемчуга. Резные камни известны в Средиземноморском регионе с 1700 г. до н. э. Алмазные приспособления, возможно, использовались для их изготовления уже в Эллинистический период. Предположительно вращающиеся инструменты для резьбы по камню происходят из Греции. Техника огневого золочения была изобретена в римские времена. Из золота приготавливалась паста, которая накладывалась на изделие из серебра, меди или бронзы.

ВИЗАНТИЯ

Корни византийского искусства лежат в греко-римской античности. Но весь дух её художественной культуры совершенно иной, часто противоположный античному. Наивысшего расцвета Византия достигает в эпоху правления императора Юстиниана (527 - 565 гг.). Важнейшим центром художественной культуры в этот период становится Константинополь - столица государства. Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император - земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы. Огромную роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество, косвенным результатом которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора. В византийском искусстве есть черты сходства с мусульманским. Это декоративизм, тяготение к линеарности. Господствующее ощущение покоя и величия в византийском искусстве обусловлено его естественной консервативность и статичностью.

Влияние византийского искусства на западноевропейское осуществлялось разнообразными путями: через византийские города на территории Италии, посольские дары, через трофеи, добытые в результате крестовых походов. Но особую роль играла деятельность православного духовенства, направленная на распространение византийской культуры и созданию "византийского" стиля в славянских странах.

Византийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья. В их декоре часто использовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь. Россыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представляют своеобразный документ, свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. В ювелирном искусстве использовалось даже больше камней и жемчуга, чем в Ранний Римский период. Это видно уже на примере медальонов, где в орнаменте доминирует мотив сочетания двух крестов - прямого и диагонального, оттененный различиями в колорите камней; светлые и темные (жемчуг, рубины, изумруды).

Среди культовых ювелирных изделий главную роль играют золотые овальные медальоны - энколпионы, служившие для хранения реликвий, для обозрения которых в корпусе делалось специальное "оконце". Такие реликварии с изображением Богоматери или Иисуса Христа носили епископы.

Наибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. Отсюда они проникли в Европу. Как западную, так и восточную. Встречаются византийские эмали двух типов - либо как отдельные мотивы на золотом фоне, либо они покрывают всю поверхность изделия. Предпочтение отдавалось композиционным решениям с богатым золотым фоном. Византийцы высоко ценили этот металл, так как считали, что им покрыто небо.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Замечательные памятники "византийского стиля" представляет искусство Древней Руси. Древнерусские мастера владели многими техниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой (тиснением), чеканкой. Но наивысших успехов они достигли в перегородчатых эмалях. Они не только великолепно освоили её, о чем свидетельствуют золотые колты и диадема со сценой вознесения на небо Александра Македонского, но и сохранили эту технику на высоком уровне в то время, когда сами византийцы её утратили. К шедеврам филигранной техники, в Древней Руси её называли сканью, от русского глагола "скать", или свивать, относится клад, найденный в Старой Рязани и датируемый ХII веком. Его декор поражает сочностью ювелирной техники, оттеняющей вставки цветных камней.