Google, ты просто обязан сделать свой планшет!

2011-03-22 11:34:39 2561

На презентации iPad2 Apple не просто продемонстрировал новый, более быстрый, тонкий и лёгкий планшет. Он — может быть, впервые — приоткрыл завесу над тем, как он видит будущее. Так сказать, мир компьютеров по версии Apple. Мир этот, честно говоря, устрашает.

В этом мире не останется PC — либо они будут низведены до унизительной роли рабочих инструментов, вроде сегодняшних калькуляторов или ворд-процессоров.

В этом мире характеристики девайса больше не будут играть никакой роли. Пользователи перестанут интересоваться — а производители похваляться — быстродействием процессора, объёмом памяти или скоростью видеокарты. Вместо этого всех будет интересовать две вещи, для которых пока нет адекватного перевода на русский, — experience и environment. Первое должно быть как можно богаче, второе — насколько возможно, шире.

В этом мире почти не будет слышно о компании со странным названием Microsoft. Да и самого слова «soft» больше не будет — его место прочно займёт слово «app».

И возможно, в этом мире останется только один производитель компьютерных устройств — компания Apple. Её доминирование будет абсолютным, а суммарная рыночная доля конкурентов — ничтожно малой. Да и не конкуренты это будут, а copycat’ы, жалкие подражатели.

Вам хочется жить в таком мире? Мне — нет.

***

Будем смотреть на вещи реально: сегодня пошатнуть господство Apple в самом важном сегменте индустрии — на рынке планшетных устройств — невозможно.

Я уже неоднократно писал, что конкурентам до сих пор не удалось и близко подойти даже к первой модели iPad — ни по параметрам, ни, что очень важно, по цене.

Столь же очевидно, что послезавтра составить конкуренцию Apple не сможет уже никто. А ведь большинство компаний, целящихся сегодня на рынок планшетников, рассчитывают именно на послезавтра. И для HP, и для RIM недостаточно просто выпустить собственные устройства — надо ещё создать для них тот самый environment, причём создать практически с нуля, в условиях, когда пользователям iPad уже сегодня доступны 65 тысяч приложений. Реальна ли такая задача? Вряд ли.

Microsoft, от которого ждали ответных ударов, от борьбы уклонился, заявив, что «операционная система для планшетных устройств появится не ранее конца 2012 года», — всё равно что никогда. Причём особое значение тут имеет не столько смысл признания, сколько сам факт его появления сегодня. Это не что иное, как полная и безоговорочная капитуляция. «На меня, ребята, можете не рассчитывать».

Итак, сегодня ответить Apple некому, послезавтра это станет невозможным. Остаётся завтра. Но и завтра это под силу единственному игроку.

***

Представьте себе рынок... ну, например, принтеров. На этом рынке, допустим, есть HP и все остальные производители. А теперь представьте, что, по какой-то неведомой причине, лишь HP собственноручно производит расходные материалы к своим принтерам, остальные же производители делать этого не могут.

Как вы думаете, кто станет лидером на таком рынке?

Разумеется, это будет HP. И причина проста — контролируя рынок расходников к своим принтерам, он получает огромное преимущество в гибкости экономической модели своего принтерного бизнеса. Например, при достаточном объёме рынка, для него — в отличие от конкурентов — не существует предела, ниже которого он не сможет опустить цену своих принтеров. Вертикальная интегрированность позволит ему влиять на экономику технологически — например, удешевлять устройства, перенося часть компонентов из принтера в картридж. Наконец, немаловажным является тот факт, что для HP рынок apriori шире, чем для остальных производителей, — а значит, и заинтересованность у него выше, что может вылиться, к примеру, в увеличение расходов на НИОКР.

Надеюсь, предложенная мной параллель понятна. На рынке планшетников сегодня только Apple контролирует рынок «расходников» к своему устройству — причём делает это куда более жёстко и решительно, чем HP по отношению к расходникам для своих принтеров. Конечно, говоря об iPad’ е, я имею в виду контент. Купить картридж, выпущенный третьим производителем, в принципе, возможно — хотя не рекомендуется. А вот приобрести приложение в обход App Store (лишив Apple обязательных 30%), вам удастся, только сделав jailbreak, а эту процедуру штатной никак не назовёшь.

Итак, контроль рынка программ для своего планшета предоставляет Apple практически непреодолимое преимущество над конкурентами, которые всего лишь производят «железо», вроде Motorola, Samsung. или HTC. HP и RIM поняли это, но — на фоне широты environment’а операционной системы iOS — у их нарождающихся систем нет шансов.

Таким, образом, завтра на рынке будет только один игрок, способный бросить вызов господству Apple. И это не кто иной, как корпорация Google.

***

Нижеследующий текст прошу считать моим открытым письмом корпорации Google.

Дорогой Google!

(Прости, что обращаюсь к тебе на «ты». Ты ведь, по сути, больше, чем просто корпорация, — ты практически демиург кибермира, а к демиургам на «вы» не обращаются.)

Мир, над созданием которого упорно работает Apple, — мир доминирования единственной платформы, единственного производителя и даже единственной модели компьютера — думаю, тебя не устраивает так же, как и меня. Ты просто обязан сделать всё, чтобы не допустить такого развития событий. И кроме тебя, сделать это, увы, некому. Производителям, создающим планшеты на платформе Android, — и, по определению, заинтересованным в этом рынке ровно постольку, поскольку продажа «железа» приносит им доход, — нечего противопоставить Apple’у с его чудовищной вертикальной интеграцией.

Так что бросить вызов гегемону рынка планшетных устройств можешь только ты.

По моему мнению, ты должен как можно быстрее выпустить собственный планшет. Причём сделать это нужно с такой же решительностью и энергией, какие проявил Amazon, создавая свой Kindle.

Вот несколько предположений, каким может стать новое устройство.

  • Это должен быть планшет меньшего размера, чем iPad и подобные ему — так будет проще обеспечить дифференциацию гаджета. Снабди его, скажем 8-дюймовым экраном.
  • Это должно быть предельно тонкое и лёгкое устройство — всё тот же Kindle среди планшетов. Пусть корпус будет пластмассовым — неважно, главное, снизить размеры и вес.
  • Памяти достаточно 16 ГБ — конечно, при наличии слота расширения.
  • Обязательно наличие разъёма USB.
  • Две камеры стали сегодня необходимым атрибутом. Как показал опыт того же iPad2, они не обязательно должны быть очень уж качественными или иметь высокое разрешение. Пусть будут максимально дешёвыми. Но вообще без них обойтись невозможно.
  • Неплохо бы взять на вооружение идею HTC и оснастить планшет стилусом.
  • Очень существенный фактор — время работы от батареи. Оно должно быть, по крайней мере, не ниже, чем у iPad.
  • И, наконец, самое важное. Цена. Планшет обязан быть дешевле, чем iPad, — в этом вся соль. Предлагаю следующий уровень цен: 299 долларов за 16-гигабайтную модель и 349 долларов — за 32-гигабайтную. В этом случае массовость распространения нового устройства обеспечена.
  • Неплохо бы также привлечь покупателей нового планшета дополнительными преимуществами, например, трёмя месяцами бесплатной подписки на приложение The Wall Street Journal или возможностью бесплатно скачать е-книги из Google Books, допустим, на 100 долларов.
  • Необходимо как можно скорее объявить о скором выпуске планшета, сообщив его уникальные характеристики и уровень цен — это, без сомнения, всколыхнёт рынок. А затем нужно сделать всё, чтобы продажи устройства начались не позднее конца лета. Не сомневаюсь, это очень трудно. Но другого пути я просто не вижу — иначе можно опоздать.

И наконец, позволю себе предложить название для нового устройства — Google Tabloid. Оно содержит в себе элементы слов «tablet» и «Android» и одновременно указывает на демократичность, свободу и широту рынка для нового устройства — в противовес холодной закрытости Apple.

Надеюсь, мои размышления найдут у тебя отклик, дорогой Google.

Искренне твой,
Александр Шнайдер, полиграфист, независимый автор.
www.alexschneider.ru