"Когда тени пигмеев столь велики, это значит, что солнце близится к закату"
Милтон Фридман
Навеяно прошедшими и предстоящими хождениями по чиновничьим кабинетам.
С каждой сменой власти в дурно пахнущей чиновничьей среде происходит очередное бурление этой субстанции с массовым вытеснением лишних из канализационной системы синекуры государственного управления. Куда ж податься сирым и несчастным экс-чиновникам?
А откуда берутся все эти, растущие словно грибы после дождя, бесчисленные неправительственные общественные организации, комитеты всяческих конституционно-правовых контролей, общественные советы при ведомствах, грантоедные фонды и комиссии? В большинстве случаев их возглавляют вчерашние, оставшиеся не в удел чиновники.
Типичная картина – накосил денег на коррупции да откатах, но в какой-то момент времени голодные из нового клана (сейчас - донецких) в ультимативной форме "попросили" уйти. Что делать дальше, если делать-то ничего не умеем, кроме как брать взятки и раздувать щеки? Выход есть! Создавать всяческие общественные объединения, по возможности примазываясь к присосавшимся к корыту благодетелям и растопыривая пальцы среди тех убогих, которых удалось в эти структуры привлечь.
За 20 лет бизнесовой практики ни разу не довелось встретить "слугу народа", про которого можно было бы сказать – вот человек на своем месте. Классный специалист, хороший управленец и профессионал своего дела. А возможно, просто такие не попадались. Хотя, думается, нормальных и грамотных людей в системе просто нет. Они в своей массе неспособны даже организовать субботник на подведомственной территории, направляя мыслительные процессы скудных умишек исключительно на то, как украсть из этого мероприятия очередные грабли.
В подборе руководящего персонала для государственных организаций однозначно присутствует определенный умственный ценз. Умеешь читать по складам – можешь служить. Но если в состоянии изложить прочитанное своими словами – не быть тебе чиновником. Слишком умный. Сплошное, в общем, кладбище талантов.
Эффективность и методы работы дорвавшихся до корыта "народных слуг" в большей степени предопределены их происхождением, образованием и впитанной с молоком матери ментальностью. Если человек вырос в сарае, выучился на строителя и ему поручили построить дворец – он построит большой сарай. Если президент страны имеет две судимости, а вся его пристяжь еще недавно ботала на фене и каталась на стрелки, неудивительно, что в стране уверенно насаживаются уголовные порядки, а европейские и мировые политики от нас шарахаются уже как от чумы.
Поскольку делать эта публика ничего по-настоящему не умеет, но является своеобразной кастой, некоторых персонажей после отставки прячут на нижестоящих постах, дабы не теряли ранга государственного служащего, а уж те, кто вылетел с треском, пытаются реабилитироваться в чуждой для них предпринимательской среде.
Основные приметы касты "слуг народа" - круговая порука и стремление толкать опальных и проштрафившихся в центр "стада", чтобы они выжили, а протекционизм приводит к тому, что в креслах руководителей министерств и ведомств оказываются люди с интеллектом питекантропа.
Часть чинуш, которых в системе сохранить не удалось, пытаются создавать разнообразные псевдо-государственные организации (ну а как иначе назвать очередной созданный коррупционерами комитет по борьбе с коррупцией, фонд поддержки Юрия Деточкина или союз "меча и орала"?).
Основные их источники дохода не отличаются разнообразием.
Продажа идиотам грозных удостоверений, которыми можно пугать разве что бабушек у подъезда. Вымогательство денег у предприятий под соусом каких-то проверок (наподобие анекдотичного Комитета по защите прав потребителей, что вполне подпадает под ст.190 УК "Мошенничество"). Ну, а если повезет, участие в распиле предвыборных партийных бюджетов.
Остальные присоединяются к когорте тех, кого сами до недавних пор доили – становятся предпринимателями, пуская в оборот деньги, заработанные нелегким трудом (читай –взятками, вымогательствами и воровством).
Много доводилось видеть подобных собственников. Опыт и привычки государственной службы редко проходят бесследно. А посещение таких компаний каждый раз оставляет неприятный осадок. Симбиоз бардака и деспотичного управления. Чем больше деспотичности, тем больше удовлетворения получает такой горе-директор. Денег то он еще на государственной службе насобирал, а желание власти – есть самоцель. Впрочем, это болезнь.
И еще одно ценное наблюдение. У этих "полубогов" с распухшим чувством собственного величия, бизнес обычно долго не живет. Попав когда то из грязи в князи, поболтавшись на вольных хлебах, словно дерьмо в проруби, они возвращаются в исходное состояние, а именно в грязь. И, наверное, это правильно.
Андрей Стадник
Эксперт по управлению проектами и инвестиционному менеджменту.
Координатор фриланс-проекта BFM Group Ukraine