Если в Украине создать своеобразный рейтинг наиболее обсуждаемых вопросов, то тема биотоплива, как составляющей альтернативной энергетики, заняла бы в нем далеко не самое последнее место.
Чиновники пилят бюджетные деньги. Политики используют биотопливный вопрос как предвыборный лозунг. Грантоеды пилят гранты. Люди науки защищают кандидатские и докторские диссертации. Студенты пишут рефераты и курсовые. Аналитики продают обзоры.
Бесконечные "круглые столы", международные форумы, конференции, различные слушания.
Министерство аграрной политики имеет свой бюджет для исследований. У Министерства энергетики тоже есть бюджетная статья для этих целей. Не осталось в сторонке и Министерство экономического развития и торговли Украины.
Институт экономики и прогнозирования НАН Украины усердно исследует земельный ресурсный потенциал.
ВР возится с Законопроектом о развитии производства биотоплива.
О потенциале биоэтанола в энергетическом балансе Украины радостно докладывает председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению.
В этом ему вторит Председатель Госагентства инвестиций и инноваций, заодно шокируя специалистов прожектом по переработке на топливо лубяных культур (лен, конопля).
Журналисты создают информационный шум.
Все имеют свой маленький гешефт. Всем живется весело и счастливо.
На фоне всего этого может показаться, что вот она - панацея. Идеальное и перспективное направление для бизнеса, привлечения инвестиций, строительства биодизельных и биоэтанольных заводов.
Да вот беда. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
В 2006-2007 гг. автора этой статьи тоже интересовал вопрос реализации инвестиционного проекта строительства завода по производству топливного биоэтанола.
Был потрачен не малый временной и финансовый ресурс. Инжиниринговые решения были подготовлены компанией Lurgi GmbH (Германия). Они вытребовали 20 000 евро за технологический проект, на основании которого можно было бы сложить сумму инвестиционных затрат, рассчитать себестоимость по продуктам, вывести показатели рентабельности и окупаемости такого проекта. Ведь для принятия решения о реализации любого проекта необходим корректный бизнес-план, который разработала BFM Group . Здесь получилось сэкономить. Но, только благодаря тому, что это наша компания.
Кроме того, определенных затрат и времени потребовало и изучение потенциальной возможности внесения предприятия в Единый государственный реестр производителей спирта и лоббирования изменения Закона о государственном регулировании производства этилового спирта. В 2007-м году это было очень дорого и сложно, но вместе с тем реально. Кстати, следует отметить, что в 2009-м году эти изменения для производителей биоэтанола все-таки внесли.
Однако проект был законсервирован на стадии готовности технологической документации и бизнес-плана. Он не мог быть реализован тогда. Он не может быть реализован и сейчас. Даже, несмотря на то, что Министерство экономического развития и торговли Украины в настоящее время озадачено разработкой государственной программы стимулирования производства и потребления альтернативных видов топлива.
Тому есть ряд весомых причин.
Прежде всего, надо учитывать факт того, что в США, Бразилии, странах ЕС существуют определенные преференции производителям и потребителям биоэтанола, что позволяет обеспечить экономическую целесообразность производства.
В Украине по состоянию на январь 2012-го года в работе находится ряд законопроектов по стимулированию производства биотоплива. Но при этом речь идет о поручении первого вице премьер министра Министерству аграрной политики разработать программу перепрофилирования простаивающих мощностей государственных спиртзаводов на производство биоэтанола.
Украинский рынок биотоплива находится в зачаточном состоянии. Денатурированный этиловый спирт, который сейчас небольшими объемами производят Лохвицкий и Гайсинский спиртзаводы - всего лишь капля в море. Тем более что их продукция используется для смесевых бензинов.
Поскольку максимальный процент добавок спирта в бензин составляет до 10%, такое топливо облагается той же ставкой акцизного сбора, что и обычный бензин. А о введении дифференцированных ставок акциза разговоров пока нет.
Существуют сугубо технические проблемы массового внедрения биотоплива.
Традиционный бензин с добавкой денатурированного спирта получает полярную гидроксильную группу. У такого бензина значительно увеличивается электропроводность, что в свою очередь способствует увеличению коррозии материалов, из которых изготовлен бензобак, трубопроводы, форсунки, инжектора, уплотнители и т.п.
Частично проблема может быть решена добавкой в топливо различных ингибиторов. Но это увеличивает стоимость топлива. Ингибиторы замедляют коррозию, но не снимают вопрос полностью.
Есть и еще одна техническая проблема. У этилового спирта теплота испарения значительно выше, чем у традиционного бензина. Соответственно, при низких температурах двигатель запустить сложнее. Можно компенсировать добавкой в топливо изопентана, что также не способствует уменьшению стоимости конечного продукта.
Но наиболее важной проблемой есть та, что у бензина с добавлением биоэтанола увеличиваются его гигроскопические свойства. То есть, он набирает воду.
Отсюда закономерный вопрос. Как его хранить и транспортировать?
Резервуары существующих в Украине нефтебаз не отвечают стандартам, необходимым для длительного хранения биотоплива.
Экономическая сторона вопроса
В США и Европе средний завод производит от 120-160 тыс. т этанола в год (42 тыс. дал в сутки). Некоторые заводы имеют мощность 900 тыс. т этанола в год (280 тыс. дал в сутки). Строительство завода мощностью менее 60 тыс. т (75 млн. литров) экономически нецелесообразно.
Общая площадь для строительства подобного объекта - не менее 15Га. При этом оптимальным вариантом есть дополнительное строительство транспортной обвязки. Железнодорожное кольцо, обеспечивающее обслуживание состава из 50-ти цистерн, потребует дополнительной площади в 70-100 Га.
Завод по производству биоэтанола имеет высокое энергопотребление. При этом большая часть энергии потребляется на сушку и гранулирование DDGS (сухая барда).
Вопрос частично может быть закрыт организацией производства биогаза из жидкой барды. Но это значительно увеличивает стоимость проекта.
Кроме того, насколько известно, в настоящее время подобная технология еще нигде не апробирована.
В 2007-м году смета капитального строительства завода (100 000 тонн/год) без транспортного кольца составляла 75 млн. евро. Транспортное кольцо, биогазовая установка, цех сжиженного газа увеличивают стоимость проекта до 150-170 млн. евро.
При производственной мощности завода 108 000 тонн/год этанола, выход побочных продуктов будет составлять:
DDGS - 120 000 тонн.
Углекислота - 112 000 тонн
Высокомолекулярные спирты - 1300 тонн.
Возникает вопрос сбыта побочной продукции. DDGS, как сухой кормовой концентрат для животноводства, не имеет достаточного рыночного потенциала.
Та же проблема и с углекислотой (СО2 для безалкогольных напитков).
Сырье для производства биоэтанола (в Украине фуражная кукуруза и зерно) имеет тенденцию сезонного изменения цен.
Таким образом, для достижения приемлемой рентабельности производства оптимальным выходом есть ежегодная закупка сырья в объеме, достаточном на весь маркетинговый год в период наиболее благоприятной цены (период уборки урожая). Аккумулирование подобных объемов сырья требует, в первых - значительных дополнительных оборотных средств, во вторых - строительства зернохранилища достаточного объема (270 000 тонн). Кроме того, это не снимает риски по урожайности.
Следует отметить, что при самых оптимистичных прогнозах по доходности подобный проект на протяжении, как минимум, пяти лет, потребует ежегодного дополнительного финансирования для закупок сырья.
При этом период окупаемости такого проекта достигает 15 лет, а внутренняя норма рентабельности не превышает 10%.
Наиболее оптимальный вариант - создание вертикально-интегрированного холдинга, имеющего в своем составе всю цепочку - от выращивания с/х продукции и до сети АЗС. Также необходимо учитывать собственное животноводческое предприятие (сбыт кормов), транспортное предприятие с парком, позволяющим обслуживать такие объемы, как по сырью, так и конечной продукции, нефтебазы и иные инфраструктурные единицы.
Таким образом, общая стоимость проекта наверняка будет достигать миллиарда евро.
В такой сложной и взаимосвязанной системе как вертикальный холдинг, риски растут в геометрической прогрессии.
Кроме того, относительно низкий уровень доходности не может обеспечить достаточного запаса прочности проекта.
По субъективному мнению автора, подобные инвестиционные проекты в Украине в настоящее время вряд ли могут быть осуществимы именно по приведенным выше причинам.
Андрей Стадник
BFM Group Ukraine