Из горячих тем этой осени вопрос о пенсиях, пожалуй, самый грустный. Вариант проекта реформы, который правительство представит к 15 ноября, будет далеко не окончательным: в нем даже нет расчета пенсионной формулы – той главной составляющей, от которой и будет зависеть размер пенсии. Ряд экспертов считают, вся «толкотня в ступе» происходит из-за того, что сбалансировать бюджет ПФР, дефицит которого достиг триллиона рублей, сможет лишь уменьшение количества пенсионеров и размера их пенсий. Однако такая правда приведет к напряженности в обществе – и значит, нужны другие пути.
К лету следующего года Минтруда собирается подготовить законопроект, который ограничит права работающих пенсионеров на получение пенсии. Пособие по старости не достанется гражданам, чей доход окажется намного выше ежемесячных государственных выплат. Пенсии гарантируются тем, чья зарплата будет равна пенсии или превысит ее где-то в два раза. Доля работающих пенсионеров в нашей стране составляет около 30%. Они получают в среднем 1,5 среднего заработка работающих в целом по России. Доход неработающих пенсионеров составляет приблизительно 60% среднего дохода по стране. Работая на пенсии, пожилые люди имеют возможность жить более-менее достойно, а не сидеть на хлебе и воде или на шее у детей.
Новый законопроект, конечно, вызывает общественное волнение: дыру Пенсионного фонда в данной ситуации можно залатать, лишь отменив пенсию всем работающим пенсионерам. В аппарате вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец заявили, что «отнимать пенсию в 10 тыс. рублей у человека, который работает и получает зарплату на уровне 10-20 тыс., чтобы жить достойно, никто не собирается». Звучит утверждение весьма сомнительно, особенно после известного высказывания самой Голодец о том, что на 9 тысяч рублей можно «бедно, но жить».
Эксперты полагают, что не решит проблемы ПФР и перераспределение 4 процентов в страховую часть из 6-процентного взноса на накопительную часть пенсии. Саморегулируемая организация участников фондового рынка «Национальная лига управляющих» на днях объявила, что «фактически речь идет о ликвидации действующей пенсионной системы и о возврате к существовавшей еще в Советском Союзе распределительной системе пенсионного обеспечения граждан». Если во всем мире такие «длинные» деньги, как пенсионные накопления граждан, используются для вложений в инфраструктурные проекты, то российская экономика может лишиться этого мощного ресурса.
В законопроектах, подготовленных в рамках пенсионной реформы, не повышают пенсионный возраст, зато играют со стажем. Правда, врачей и учителей эти игры пока не коснулись. Сейчас медики и педагоги имеют право на получение досрочной пенсии при стаже не менее 30 лет, врачи, работающие в сельской местности, - при стаже не менее 25 лет. К досрочным пенсиям по этим категориям работающих граждан вернутся во втором полугодии 2013 года. Впрочем, оттягивание времени не решит проблемы. Нормативный стаж, предполагаемый реформой, составит 40 лет, тем самым пенсионный возраст автоматически увеличится – мало кто заканчивает образование в 20 лет и имеет непрерывный стаж. С увеличивающимся стажем пенсионная ситуация еще больше усугубится – здоровьем россияне пока не блещут. Нынешние 58-летние российские мужчины физически – «ровесники» 70-летних японцев, а 68-летние российские женщины – 75-летних японок. Эксперты вспоминают, что даже в советские годы такого стажа не было. Может лучше считать пенсию не по тому, сколько человек работал, а учитывать, сколько он зарабатывал?! Однако и этот путь может завести в тупик, ведь ежемесячное жалованье тех же врачей, учителей и представителей многих других социально-значимых профессий складывается из зарплаты только наполовину – остальное составляют всевозможные надбавки и премии.
Вопросов много. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пообещал, что «главное в результате модернизации пенсионной системы - никто не должен ничего потерять». «Никакие права, которые возникли на настоящий момент, не должны быть забыты или видоизменены таким образом, что у человека уменьшится объем пенсионных выплат», - сказал Медведев.
Реформа, которая однажды – планируется, что к 2035 году - придет к логическому завершению, покажет, как относятся к старости в России. Пока же многие считают, что старикам тут по-прежнему не место.