Дело – за малым

2012-11-16 17:27:45 2241

Работать в бюджетной сфере становится прибыльно. Если в нынешнем году практически половина руководителей частных компаний не собираются индексировать оклады своих сотрудников, то в госсекторе зарплаты уверенно растут. Позитивная динамика в чиновничьей отрасли может привести к неустойчивости государственной казны. Поддержка малого и среднего бизнеса стабилизирует финансовую ситуацию.

Бюджетников в России в несколько раз больше, чем в других странах. Как отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, всего в госсекторе нашей страны занято 108 человек на тысячу (при этом в развитых странах - 75), в правоохранительных органах - около десяти человек на тысячу (в других странах около трех), в армии около десяти (в других странах - четыре-пять), а в здравоохранении - около четырех (в самых богатых странах - менее трех). Тенденция увеличения госслужащих сохраняется. С января текущего года число вакансий в госсекторе уже выросло на 66%, в среднем по всем отраслям - на 48%, приводит данные портал Superjob.ru.

Предвыборные обещания Владимира Путина о повышении зарплат бюджетникам претворяются в жизнь, а потому многие сотрудники частных офисов устремляются в «тихую гавань». В прошлом году зарплату увеличили учителям, в этом - военнослужащим. В ближайшем будущем оклады врачей, учителей, преподавателей вузов и работников культуры тоже вырастут. Эти затраты на социальную сферу приведут к росту бюджетных расходов на 1,1-1,2% ВВП. Такая общественная нагрузка (мы не считаем пенсионеров!) чревата масштабным бюджетным кризисом.

В данной связи остро стоит тема самозанятого населения. Когда вопрос поднятия пенсионного возраста в стране крайне не популярен, в качестве альтернативы следует увеличить число людей в малом и среднем бизнесе (МСБ). На МСБ в России приходится лишь 20% рабочих мест. В регионах, где высокий уровень безработицы, низкая зарплата, нет возможности трудоустроить людей, госсектор остается единственным достойным местом работы. Кроме того, проблемы коррупции, налогообложение, бюрократические препоны препятствуют развитию бизнеса.

Общественный фонд «Народная инициатива» - единственный в России, кто может грамотно и квалифицированно продвигать преимущества предпринимательства и экспертно рассказывать о возможностях, которые государство предоставляет МСБ. Фонд активно взаимодействует по этому вопросу с федеральной, исполнительной и законодательной властями, общественными структурами и бизнес-сообществом.

Например, в прошлом году кампания «Малый бизнес. Региональное развитие» стала успешным проектом общественного фонда «Народная инициатива». Целью проекта было выявление статус-кво в секторе малого и среднего бизнеса в регионах России – от Южно-Сахалинска до Петрозаводска. По итогам кампании были выдвинуты предложения по корректировке политики в направлении поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Для изучения ситуации в регионах к проекту была привлечена крупнейшая исследовательская российская компания - Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В каждом городе было проведено социологическое исследование. Опрос, в котором приняли участие порядка 2 тысяч предпринимателей, проводился в 15 крупнейших городах России при поддержке банка «УРАЛСИБ» и общественной организации «Союз российских городов».

Российский малый бизнес строится главным образом на «непробиваемых» энтузиастах своего дела. О том, что такое социальная поддержка в области бизнеса, какие существуют кредиты для предпринимателей, большинство и не знает. Только пятая часть участвовавших в исследовании в курсе существования в их регионе действующих программ поддержки малого бизнеса (21%). Около 40% лишь что-то слышали об этом. Примерно столько же опрошенных (39%) о реализации подобных программ ничего не знают.

«Народная инициатива» выступает организатором дискуссионных площадок на тему МСБ. Так, в декабре прошлого года фонд провел серию рабочих встреч на Международном Форуме малого и среднего предпринимательства в Екатеринбурге. Участники встречи высоко оценили возможности и преимущества инструментов социальной рекламы и PR при взаимодействии с зарубежными партнерами.

Доля малого бизнеса в ВВП России составляет 27%, а в Западной Европе более 60%. Специалисты «Народной инициативы» уверены, что при грамотном продвижении программ у российского малого предпринимательства большое будущее.