В конце января вступил в силу закон, который предусматривает безвозмездную сдачу крови и ее компонентов. Первые итоги нововведений предсказать было несложно: число доноров, лишившихся вознаграждения, уменьшается на глазах. Можно ли говорить о «биологической проституции» в стране, где отсутствует пропаганда бесплатного донорства, а в словах «почетный донор» нет былой статусности?!
То, что Россия не Европа, в очередной раз подтвердил вступивший в силу в конце января Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов», где речь идет о безвозмездной сдаче крови. Согласно закону, денежные компенсации донорам предусмотрены лишь в исключительных случаях, касающихся редких компонентов и групп крови. Теперь донорам не выдают даже деньги на обед – добровольцев собираются обеспечивать едой на месте.
До 2020 года ВОЗ поставила всем странам задачу добиться добровольного безвозмездного донорства крови, эти международные принципы действуют уже в 62 развитых странах. И теперь на очереди Россия. Такие не лишенные пафоса слова министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой приводит «Комсомольская правда».
«Как показала практика, в регионах, которые являются лидерами по сбору донорской крови, процент платных доноров минимальный - буквально 2-3 процента от общего числа. Есть же регионы, руководители здравоохранения в которых, мягко говоря, ленятся мотивировать людей иначе, чем рублем. Там число платных доноров доходит до 56 процентов. И именно эти регионы никогда не были лидерами по количеству сданной крови», - прокомментировала она.
То ли госпожа Скворцова лукавит, то ли она слишком далека от российских реалий, понять трудно. Министр заявила, что Минздрав не опасается дефицита донорской крови в результате отмены оплаты донорства и цинично назвала платное донорство «биологической проституцией». «Это единственный цивилизованный путь развития системы. Что касается в целом донорского движения, это должен быть добровольный акт каждого человека. Мы не должны скатываться к биологической проституции», - отметила Скворцова.
Если, как говорит Скворцова, дела под контролем, то почему врачи бьют тревогу и называют закон миной замедленного действия?! Причем «малокровие» признают и чиновники. Заместитель председателя комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга Татьяна Засухина отметила «однозначное снижение на 30% прихода доноров на Городскую станцию переливания крови и на станции переливания крови петербургских стационаров», из-за чего несколько ограничены потребности в крови федеральных медицинских учреждений города. Она, правда, несколько приободрила, сообщив, что «имеется устная и пока ничем не подтвержденная информация, что при работе мобильных комплексов по забору крови питание, возможно, заменят на выплаты. Тогда сделаем акцент на мобильные комплексы».
Главный врач станции переливания крови Федерального бюджетного государственного учреждения (ФБГУ) «Центр сердца, крови и эндокринологии им В.А. Алмазова» в Санкт-Петербурге Сергей Сидоркевич также заявил СМИ, что количество доноров резко снизилось. Он привел два недавних случая: не могли найти кровь редкой группы для роженицы и для молодой женщины, у которой шла операция на аорте. Едва удалось выкрутиться из ситуации, причем в одном случае требуемая и найденная кровь была уже на грани истечения срока годности.
Ситуация в столице не лучше. По признанию главврача Московской станции переливания крови Ольги Майоровой, в связи с изменениями, отдающими приоритет безвозмездному донорству, число «кадровых» доноров может существенно снизиться. Что говорить о других городах?! С отменой материальной поддержки из числа доноров следует сразу отмести студентов, солдат и пожилых людей, для которых сдать кровь не только благое дело, но и нелишние деньги. Эти люди, может, и сдавали бы кровь безвозмездно, да только на проезд к месту сбора тратится много денег. Пойдут ли сдавать кровь богатые из милосердных побуждений? Вопрос открытый.
Получается, выход из ситуации один: если человек попал в беду и ему срочно нужна кровь, то родственникам и друзьям придется самим искать доноров и платить им деньги. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Но даже врачи пока в шоке от происходящего - вместо того чтобы лечить людей, им надо будет, согласно клятве Гиппократа, тоже подключаться к ситуации и зазывать доноров.
Почему же в Европе все иначе? Там различные донорские организации, наряду с государственными структурами, проводят рекламные кампании. Ролик движения, пропагандирующий донорство, был снят в Великобритании еще в 1950 году. В России до принятия закона следовало бы подумать о системной социальной пропаганде. Такая реклама просто необходима, ведь порой люди не знают о проблеме.
Некоторые эксперты настаивают, что следует закон пересмотреть и вернуть денежную компенсацию за сдачу крови. Иначе ситуация действительно может оказаться критичной или дойти до полного абсурда, как в Москве, где после принятия закона о прекращении выплат приняли меры «социальной поддержки» безвозмездным донорам.