Культура – средняя, травматизм – высокий

2013-02-21 15:27:08 2173

По заказу общественного фонда «Народная инициатива» и компании «Shell» ВЦИОМ оценил безопасность дорожного движения. Опрос проводился среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и ряда российских городов. Исследование продемонстрировало важность профилактических мер по безопасности дорожного движения сотрудниками ГИБДД, представителями органов власти и средств массовой информации. Знать ПДД лучше следует как водителям, так и пешеходам. Тогда соблюдение автомобилистами скоростного режима позволит вовремя затормозить перед пешеходным переходом, а бдительность убережет пешеходов от перехода дороги в неположенном месте.

Опрос ВЦИОМ по заказу общественного фонда «Народная инициатива» и компании «Shell» проводился в январе этого года среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и ряда периферийных городов - Тверь, Бронницы, Дмитров, Красногорск, Чехов, Ступино, Серпухов, Подольск, Домодедово, Орехово-Зуево, Торжок. Исследование в рамках программы фонда «Безопасность дорожного движения» выявило уровень грамотности пешеходов в отношении правил БДД и основные причины, вызывающие их нарушение. Кроме того, опрос продемонстрировал необходимые меры по безопасности дорожного движения. В опросе принимали участие школьники, их родители, учителя и автомобилисты.

Среди опрошенных в «столицах» позитивно оценили свой уровень знания ПДД в целом 57% (24% - «высокий», 33% - «выше среднего»), а среди опрошенных в периферийных городах – 66% (29% - «высокий», 37% - «выше среднего»). Выше всего свой уровень знания ПДД оценивают водители легковых автомобилей – в этой группе опрошенных ему дали положительную оценку 70% (31% «высокий» и 39% - «скорее высокий»).

Положительно отозвались респонденты и о своем поведении на дороге. Среди родителей доля тех, кто определяет собственную культуру дорожного движения как «скорее высокую», составляет 41% (38% среди водителей) в сравнении с 34% среди школьников среднего звена и 30% среди старшеклассников. Несмотря на эти позитивные оценки, поведение и пешеходов, и водителей на дороге оставляет желать лучшего.

Большая часть опрошенных (от 55% до 67% в зависимости от аудитории) оценивают культуру поведения на дороге водителей легковых автомобилей как «среднюю». Почти никто из опрошенных не оценил культуру водителей как «скорее высокую» (не более 9%), а среди самих водителей оказалось 38% тех, кто описал культуру поведения автомобилистов на дорогах как «скорее низкую». В то же время водители легковых автомобилей высказались негативно по отношению к культуре поведения на дороге взрослых пешеходов – 54% («скорее низкая»), тогда как среди самих представителей аудитории (родители) «скорее низкой» определили свою культуру около трети опрошенных (32% и 33%).

Позитивных изменений за последнее время в поведении водителей в отношении пешеходов оказалось значительно больше, чем в поведении самих пешеходов. Существеннее всего эта разница просматривается у родителей младших школьников (27% заметили позитивные изменения в поведении пешеходов и 45% - в поведении воителей) и водителей (26% в сравнении с 53% заметивших позитивные изменения в деятельности водителей).

Если причиной ДТП по вине водителей зачастую являются несоблюдение скоростного режима и нарушение правил проезда пешеходных переходов, то самым распространенным нарушением пешеходов, которое наблюдают все опрошенные, независимо от целевой аудитории, оказывается переход дороги в неположенном месте. Чаще остальных это нарушение отмечали родители старшеклассников и водители – по 63%, соответственно. По 32% опрошенных обозначили передвижения по обочине в темное время суток без опознавательных знаков (родители старшеклассников) и переход дороги на красный свет (водители). Нарушение, связанное с переходом дороги на красный свет, отметили и 31% опрошенных старшеклассников.

73% жителей столичных и периферийных городов признают актуальность проблемы детского травматизма в своем городе. При этом среди опрошенных «на периферии» вдвое выше доля тех, кто считает проблему детского травматизма на дорогах «чрезвычайно актуальной» – 34% в сравнении с 17% среди опрошенных в «столицах».

Говоря об ответственности за ситуацию на дорогах, старшеклассники (55%) и их родители (58%) чаще остальных групп назвали первостепенное влияние на ситуацию водителей – «низкая культура водителей на дорогах». Водители легковых автомобилей, напротив, чаще остальных заявили, что на ситуацию на дорогах, в первую очередь, влияет низкая культура пешеходов (39%).

Проблема отсутствия достаточного количества официально оформленных пешеходных переходов актуальна не менее чем для половины опрошенных и может быть отнесена к общим проблемам всех городов – тот факт, что проблема характерна для их города в той или иной мере, отметили 56% жителей «столиц» (19% «очень характерно» и 37% «скорее характерно») в сравнении с 50% среди опрошенных в «периферийных городах» (14% «очень характерно» и 36% «скорее характерно»).

Резюме исследования таково: если органам власти предстоит устранять технические и инфраструктурные неполадки (например, решать проблемы подземных пешеходных переходов), то на ГИБДД, учителях и родителях лежит идеологическая нагрузка - разъяснительная работа с детьми.

«Исследование, проведенное по нашему заказу ВЦИОМ, ляжет в основу работы фонда. В рамках программы «Безопасность дорожного движения» мы регулярно выявляем и стараемся разрешить больные вопросы, связанные с организацией дорожного движения. Являясь членами «Союза пешеходов России», мы считаем своим долгом предпринять реальные меры по профилактике ПДД, которые помогут хоть немного улучшить печальную статистику, связанную с гибелью людей на дорогах. Согласитесь, нельзя халатно относиться к своей, а тем более к чужой жизни. Правила созданы не просто так, а для того, чтобы их соблюдать, - поделился генеральный директор фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров. - С помощью ВЦИОМ мы выявили, какие профилактические меры необходимы для соблюдения правил дорожного движения. Следующим шагом станет круглый стол, на который мы соберем представителей власти, ГИБДД, средств массовой информации. Надеюсь, вместе нам удастся разработать механизм, который сделает дороги более безопасными».