Бесплатный проезд

2013-06-19 11:14:28 2363

Половина россиян - против платных дорог. Однако вполне очевидно, что без введения системы оплаты в нашей стране по-прежнему будут преобладать «направления». Другое дело – как расходовать и взимать средства.

По заказу госкомпании «Автодор», которая, собственно, и строит в России платные дороги, был проведен социологический опрос среди сотен водителей в Московской, Тульской и Липецкой областях. Согласно его результатам, 52% россиян выступают против платных дорог. Граждане уверены, введение платы не улучшит качество трасс в стране, не ликвидирует пробки, зато создаст автомобилистам сложности, ударит по карману и привлечет массу строителей-мигрантов. К тому же, платить придется два раза - платные дороги не отменяют транспортный налог.

Жить с нынешним состоянием российских дорог дальше невозможно. Ярким примером служит Москва, почти каждое утро парализованная пробками. Эксперты «Миэль» подсчитали, что средние потери времени в пробках среди жителей Подмосковья составляют около 1 часа 40 минут каждый день. Средние скорости по городу составляют около 18 км/ч, но даже в Нью-Йорке, Лондоне или Париже средняя городская скорость - 35-40 км/ч.

Что и говорить, транспортная система нуждается в модернизации. И речь не только о больших городах, а в целом о стране. В настоящее время отставание России от Европейского союза по разным элементам инфраструктуры составляет 25-80%. По мнению экспертов, сейчас России принадлежит порядка 1-1,5% от мирового рынка перевозок. Находясь практически в центре мировых торговых путей, мы могли бы претендовать как минимум на 10-15%!

Россия – крупнейшая держава, но по данным Минтранса в конце 2011 года протяженность дорог составляла 927 тыс. км, что меньше чем в США (6506 тыс. км) и Китае (4008 тыс.км). Про качество наших дорог лучше не говорить. С российскими ухабами мы занимаем «почетное» 136 место из 144 (мировой рейтинг качества дорог Всемирного банка).

Средняя стоимость строительства одного километра автодороги обходится России в 41 млн рублей. Это больше, чем в Финляндии и Швеции, где климат схож с российским, однако ниже, чем в Германии, Франции, США, Канаде. В США средний срок обновления дорожного покрытия составляет 5 лет, в Японии - 4 года, а у нас - 20.

Что делать? Увеличивать инвестиции. Государственно-частное партнерство - один из самых перспективных способов развития дорожной инфраструктуры. Очень важно привлекать длинные деньги частных инвесторов, как это делают в ряде стран. На механизме государственно-частного партнерства в РФ строится трасса - Москва-Санкт-Петербург (М11). Не менее актуален и вопрос об эффективности расходования средств. «Олимпийские» сочинские дороги уже назвали «золотыми», хотя стоить они могли бы в разы дешевле.

Водители, которые попробовали однажды проехать по скоростному автобану, пусть и платному, почувствовали разницу. На сегодня в Московской области платным является участок трассы М4 «Дон». Проезд по отрезку от 48-го до 71-го километра для легковых автомобилей обходится в 10 рублей в ночное время и в 30 рублей в дневное.

Во многих европейских странах за право пользования дорогами, за въезд в центр города жители должны обязательно покупать так называемые «виньеты», срок действия этих спецзнаков составляет от нескольких дней (Австрия, Болгария, Чехия) до года (Швейцария). В некоторых странах, например, в Италии, Испании, Норвегии, Польше, как и в России, при въезде на платные трассы располагаются пункты оплаты.

В Токио, где машин гораздо больше, чем в Москве, пробок практически нет. Проблему решили, построив сеть скоростных платных дорог. Их начали делать 50 лет назад, как раз когда страна готовилась к токийской Олимпиаде 1964 года. Достоинство японского автобана в том, что несколькими маршрутами по нему можно проехать через всю территорию страны буквально за час, а не за полдня, как по обычной дороге. Стоимость проезда довольно высокая, но горожане – владельцы 5,5 млн. парка автомобилей – уверены, что сэкономленное время стоит денег.