Недавно Роспечать представила доклад «Книжный рынок России», в котором подсчитала, что объем этого рынка в рублях снижается на протяжении двух лет подряд: если в 2009 году он сократился почти на 6%, до 70,4 млрд. руб., то в 2010 году падение превысило 8%, до 64,6 млрд. руб. Основная причина – все большее охлаждение интереса к чтению. Почти половина россиян не берет в руки книги. Кстати, продажи книг в электронном формате удвоились примерно до 60,72 млн. руб., но все равно пока не превышают 0,1% рынка. А ведь в советские годы мы справедливо считались «самым читающим народом в мире»…
Книги как показатель уровня культуры уходят из жизни россиян. Многие эксперты, наблюдая за динамикой этого процесса, делают грустный вывод: наш народ медленно, но верно тупеет. Вряд ли хорошим утешением в этой ситуации может считаться тот факт, что нечто подобное происходит и в других странах, которым по статусу положен эпитет «развитые». На Западе тревогу по поводу вытеснения традиционной книги из обихода забили уже давно, придумывая различные фонды и акции по продвижению чтения. В России программ повышения популярности чтения среди населения не так много, а запоминающихся проектов вообще единицы. Фонд «Народная инициатива» провел яркие акции, в которых известные писатели и спортсмены демонстрировали согражданам, как это важно - читать книги.
Российский матч за чтение
Несколько лет назад попытку популяризовать книги в России делала и Роспечать с акцией «Читаем вместе». Мероприятие было рассчитано главным образом на представителей СМИ, но ничего для привлечения широких масс потенциальных читателей сделано не было.
Фонд «Народная инициатива», напротив, сделал ставку на социальный маркетинг. За первым проектом «Слово за книгу», последовал второй - «Матч за чтение». Эффектные социальные кампании, в которых приняли участие известные авторы и звезды спорта, нашли отклик как в СМИ, так и в обществе.
Социальный проект «Слово за книгу», организованный фондом «Народная инициатива» и издательством АСТ в 2008 году, был призван повысить престиж чтения в нашей стране и вернуть книге читателя, увлечь идеей чтения молодое поколение и сохранить нашу самобытную культуру. В проекте приняли участие талантливые писатели - наши современники. Они в доступной форме обратились напрямую не только к своим постоянным читателям, но и к мало читающей или совсем не читающей аудитории. «Читайте детям не нотации, а книги», - призывал с плаката Григорий Остер. Кроме него с билбордов, размещенных на улицах Москвы с обращением выступили С. Алексеев. М. Веллер, Е. Вильмонт, П. Дашкова, Г. Куликова, С. Лукьяненко, В. Орлов, Э. Радзинский, Э. Успенский.
Другой социально-информационный проект - «Матч за чтение» - был запущен в столице в 2010 году «Народной инициативой» и издательством «Эксмо». Для реализации программы по преодолению падения интереса к чтению были привлечены звезды отечественного футбола: Александр Алиев, Сергей Семак, Андрей Тихонов, Сергей Игнашевич и главный тренер ФК «ЦСКА» Леонид Слуцкий.
В рамках проекта на улицах Москвы появились рекламные плакаты с изображениями футболистов и призывами больше читать. Участники акции сами придумывали себе слоганы, совмещающие спортивную тематику и чтение: «Расстояние не имеет значения, если рядом интересная книга» (Александр Алиев), «Есть победы, которые достигаются правильно выбранным словом» (Леонид Слуцкий), «Читать книги так же важно, как читать игру» (Сергей Игнашевич), «Побеждает тот, кто быстрее думает» (Сергей Семак), «Не выше, не сильнее, а умнее» (Андрей Тихонов).
В рамках акции игроки посетили детские дома, встретились с участниками Турнира дворовых команд и подарили ребятам свои любимые книги.
Организаторы проекта уверены, что если подобных ярких акций будет больше, то у России есть шанс вернуть свой статус самой читающей страны в мире.
Мастерские идей
В США потенциальных поклонников книг завлекают не только социальными акциями, но и захватывающими интернет-проектами.
Сейчас в стране проходит громкая социальная кампания с названием «Read Across America» («Чтение через Америку»), целью которой является популяризация книг среди населения и, в первую очередь, среди детей. В рамках этой кампании на пороге Нью-Йоркской общественной библиотеки появилась скульптура из книг высотой в восемь метров.
Скульптура представляет собой огромное слово «Read» («Читай»), сложенное из двадцати пяти тысяч изданий Доктора Сьюза - знаменитого детского автора, сделавшего в 20-м веке немало для того, чтобы привить детям любовь к книге. Скульптура из книг простоит на пороге библиотеки в течение нескольких недель, после чего эти «кирпичики» будут переданы во все школы города.
Интересную интернет-кампанию по популяризации чтения среди подрастающего поколения - «Грамотность на всю жизнь» - развернула Библиотека Конгресса. Особенность акции в том, что для этого используются все возможные формы, в том числе такие легкие и развлекательные, как журналы и комиксы.
На книжном портале www.read.gov можно найти не только информацию о книжных новинках, тексты книг, интервью с авторами, но и сериал о «Приключениях Изящного Трупа». Странное название на самом деле является отражением художественного метода, изобретенного еще сюрреалистами: каждый следующий эпизод сочиняет новый автор, в данном случае – популярный детский писатель. Продолжение приключений появляется онлайн каждые две недели.
Партнерами кампании Библиотеки Конгресса выступили киногигант Universal Partnerships и издательский дом Licensing and Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, организовав акцию, призывающую родителей читать вместе с детьми. Лицом кампании стала мультяшная обезьянка Любопытный Джордж.
В Германии своего рода «мастерской идей» по пробуждению интереса к литературе является фонд «Чтение». Фонд осуществляет свою деятельность на стыке политики, экономики, науки и социума: в числе его коллективных членов состоят как федеральные земли, так и экономические объединения, крупнейшие предприятия (АО «Германские железные дороги», АО «Кока-кола», Random House) и общественно значимые организации (союзы учителей, общефедеральный родительский совет, церковь, профсоюзы). 90% своего годового бюджета фонду удается получить через спонсорскую помощь. Дополнительные субсидии поступают от федеральных земель.
Согласно уставу, целевой группой Фонда «Чтение» являются «все слои населения». В среднем 15 крупных мероприятий в год, проводимых при спонсорской поддержке, действительно охватывают весь спектр целевой аудитории: от развития первых навыков чтения у дошкольников до работы с пожилыми людьми в рамках проекта «Желание читать – на всю жизнь».
В прошлом году в общегерманском Дне чтения вслух приняло участие более 9 тысяч человек, в том числе и знаменитости: от прежнего федерального президента Рихарда фон Вайцзеккера и автора и исполнителя песен Вольфа Бирмана— до певицы Нены.
«Тот, кто читает, может погрузиться в другой мир. Именно сегодня, когда растет значение электронных носителей информации, книга дает человеку возможность уединиться и обрести внутренний покой», – заявил руководитель сборной Германии по футболу Оливер Бирхофф, который провел чтения в штаб-квартире Немецкого футбольного союза во Франкфурте.
Источники:
http://www.kulturologia.ru/blogs/230311/14204/
http://www.adcouncil.org/default.aspx?id=334
http://lib.1september.ru/2004/22/4.htm