Онкологических больных объединяют в социальные сети, чтобы они чувствовали, что не одни в своей беде.
Рак, инсульт и диабет – именно эти заболевания чаще всего становятся причиной смерти людей во всем мире. Таковы данные «Мировой статистики здравоохранения 2011 года», опубликованной ВОЗ в мае. Все эти губительные хвори есть ни что иное, как последствия процессов урбанизации и глобализации. Нездоровое питание, постоянные стрессы, курение, чрезмерное употребление алкоголя, сидячий образ жизни… В результате, каждый восьмой житель планеты страдает ожирением, а четыре из десяти мужчин и одна из одиннадцати женщин не расстаются с сигаретой. Если бороться с вредными для здоровья факторами, можно уберечь себя от страшных недугов. Именно этих целей пытается достичь социальная реклама. Но если беда все же пришла в ваш дом? Замыкаться в себе, как это часто делают многие узнавшие страшный диагноз пациенты, нельзя. Моральная поддержка должна исходить из общества, где индивидуальный опыт борьбы с недугом может стать духовным стержнем для других. Так считают в общественном фонде «Народная инициатива». Здесь придумали социальную сеть для людей, страдающих онкологическими заболеваниями головного мозга.
Обнаженная «социалка»
Одного визита к доктору в целях профилактики достаточно, чтобы вовремя диагностировать опасные болезни и полностью их излечить. Или бросить курить, чтобы избежать рака легких. Но идти к врачу страшно или некогда, а вредные привычки кажутся вполне безобидными и отвлекающими от проблем. Поэтому социальная реклама, призванная пропагандировать в обществе здоровый образ жизни, использует самые разные ухищрения, чтобы достучаться до самосознания граждан.
В 2008 году известный американский дизайнер Марк Джейкобс совместно со своим компаньоном Робертом Даффи запустили кампанию против рака кожи. Модельер, известный скандальными выходками в мире моды, обеспокоился все возрастающим количеством случаев рака кожи и решил внести свою лепту в борьбу с ним. В бутиках Marc Jacobs стали поступать в продажу самые обыкновенные футболки (в основном, серые), на которых красовались голые, но прикрывающиеся модели, актеры, светские персоны. Поверх тел надпись «Protect The Skin You're In» («Защити кожу, в которой ты есть»), как вариант «Protect Your Largest Organ» («Защити свой самый большой орган») на футболках со звездами-мужчинами или «Save Your Ass» («Спаси свою задницу») для пущей доходчивости и убедительности. Стоила футболка 35 долларов, средства от продаж поступали в фонд исследования рака кожи.
Ролик «Ода титькам» («Ode to boobs») разработало агентство Rainey Kelly Campbell Roalfe / Y & R London. Над его созданием трудилась полностью женская команда - от написания текста до режиссуры. В ролике показаны 12 женщин топлесс, всех возрастов, с грудью самой разной формы и объема, которые всем довольны и принимают ее такой, какая она есть. Речь идет о вечном недовольстве многих женщин тем, чем их одарила природа: грудь всегда кажется то слишком большой, то чересчур маленькой, то очень плоской, то обвисшей. Организация призывает уделять своим boobs больше положительного внимания, например, периодически проводить обследование груди, пока «гром не грянул». В акции приняли участие Хайди Клум, Наоми Кемпбелл, Вайнона Райдер и Ева Мендес.
Аналогичный проект с успехом прошел и в России. В 2008 году наши знаменитости снялись обнаженными в социальной рекламе, направленной на борьбу с раком шейки матки. В совместном проекте Первого канала, ЦУМа и фотографа Владимира Широкова под названием «Защити то, что тебе дорого!», приуроченном к внедрению первой в мире прививки от рака, приняли участие 11 отечественных звезд: Дарья Донцова, Жанна Фриске, Алена Свиридова и др.
В России ежегодно проходит марш «Против рака груди», другие общественные акции, например флешмоб «Подари жизнь детям» в поддержку онкобольных детей, действуют различные фонды («Подари жизнь», Лига пациентов по раку почки, Союз благотворительных организаций России). В нашей стране первые общественные онкоорганизации начали появляться с в 90-х, а за рубежом подобные структуры работают давно. В Великобритании благотворительное учреждение Общество защиты и помощи раковым больным было основано еще в 1911 году Дугласом Макмилланом после смерти его отца от рака. В 2006 году общество переименовали в Центр поддержки раковых больных. Американское общество раковых больных – это национальная, основанная в 1913 году волонтерская организация, целью которой является спасение жизней, защита от рака, уменьшение онкологической заболеваемости в обществе.
Ты не один
Организации по поддержке больных раком, безусловно, нужны. Но не менее важно, чтобы и сами больные поддерживали друг друга и не выпадали из общественной жизни. В ряде российских городов с 2004 года распространяется международная программа психологической поддержки онкологических больных «Три часа без рака». Суть программы состоит в том, что в местах своего проживания онкобольные могут бесплатно посещать музеи, выставочные залы, галереи, кинотеатры и театры, концертные залы, зоопарки и цирки, ботанические сады, спортивные арены и т.д.
Общественный фонд «Народная инициатива» пошел дальше и создал социальную всероссийскую сеть «Ты не один» (www.ne-odin.net) для людей с онкологическими заболеваниями головного мозга. Сайт ведется от имени человека, поборовшего тяжелую болезнь. Свои истории на портале могут выкладывать те, кто справился с болезнью, лечится или просто хочет помочь. Интерактивное общение дополняют грамотные консультации экспертов, рассказывающих о новых технологиях лечения. Например, о «гамма-ноже» – это единственный способ на сегодняшний день проводить операции без вскрытия головного мозга и с минимальными последствиями..
«В мире очень много тех, кому важна поддержка. Выйдя из кабинета врача, человек остается один на один со своей проблемой. Мы придумали уникальный проект. Этот сайт создан в помощь тем, кто в ней нуждается — больным с опухолями головного мозга и их близким, - считает президент фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров. - Мы верим, что он будет работать. Социальная сеть поможет сплотить людей, зарядить энергией и вселить веру в то, что их старания и опыт лечения не напрасны. Здесь каждый найдет поддержку. Мы привлекли лучших экспертов, которые дают посетителям сайта грамотные советы».
«Мы все ходим по врачебным кабинетам, ищем информацию в различных источниках, иногда сами не понимаем, что ищем. Мы терзаем врачей, и не всегда их ответы нас удовлетворяют. А ведь у каждого из нас уже много своего накопленного опыта и своих знаний. Иногда маленький совет или правильное направление действий может в результате сильно изменить нашу ситуацию. Давайте этим делиться друг с другом», - призывает сайт.
С 26 мая по 2 июня фонд «Народная инициатива» совместно с редакцией газеты «Комсомольская правда» вели онлайн-конференцию с ведущими врачами онкологический центров, экспертами-консультантами социальной сети «Ты не один»: радиохирургом центра «Гамма-нож» Сергеем Ильяловым, и нейрохирургом, руководителем группы нейроонкологии Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена Антоном Зайцевым. Специалисты ответили на массу вопросов, связанных как с конкретными случаями заболеваний, так и с новыми разработками в области онкологии. Например, врачи рассказали о стереотаксической радиохирургии – относительно молодом, но эффективном направлении в нейрохирургии (первая установка «Гамма-нож» была представлена в 1968 г.). Малая инвазивность, хорошая переносимость пациентами и высокая эффективность методики уже снискали ей заслуженное признание среди врачей и больных. Словом, то, что казалось невозможным совсем недавно, становится реальностью. И не за горами тот день, когда раковые заболевания будут полностью вылечиваться. Главное, верить и не сдаваться.
Источники: