Дело в малом

2011-06-16 17:03:43 2239

Малый бизнес в Европе – локомотив экономики. В России же он пока стоит «на запасном пути», демонстрируя непоследовательность государственной политики, прорехи в законодательстве и порой финансовую безграмотность самих бизнесменов.

О малом бизнесе в России много говорят. На государственном уровне декларируется, что будут созданы все условия, чтобы через 10 лет в этой сфере была задействована половина трудоспособного населения страны. Сейчас же общее число мелких предпринимателей и их работников не превышает 16,5 миллиона человек. Но даже если власть решит не на словах, а на деле пойти навстречу малому бизнесу, готовность самого общества для честного и прозрачного ведения дел вызывает вопросы. Пока большая часть мелких предпринимателей находится в тени или действует по «серым» схемам. «Драконовские» законы и коррупция приучили людей действовать в стилистике «лихих 90-х», когда можно было обо всем договориться через своих или стать своим за определенную сумму. Да и структура частного бизнеса по сути мало изменилась с тех времен – в его основе по-прежнему торговля и услуги.

В России многие мечтают стать бизнесменами. Одни жаждут реализовать свои идеи, другие хотят работать на себя, а некоторым просто нравится слово «бизнес» – звучит круто. На практике бизнесменами становятся единицы. Когда дело доходит до регистрации индивидуального предпринимателя, энтузиазм угасает. Бумажная волокита убивает не только много времени и средств, но и деловую хватку. Создание собственного дела откладывается до лучших времен.

Напомним, что малым предприятием в России считается организация, в которой работают не более 100 человек, а годовая выручка от реализации товаров и услуг не превышает 400 миллионов рублей. Это, пожалуй, единственный ясный пункт в регламенте отношений «предприниматель – власть». Все остальные могут запросто меняться в процессе. Государство все еще учится выстраивать отношения с бизнесом – новой сферой, зародившейся в современной России на обломках прежней, социалистической, формации.

От такой «учебы» мелкие предприниматели страдают более прочих. С 1 января этого года был повышен до 34 процентов размер страховых взносов, которые работодатель должен делать на каждую зарплату работника, что объяснялось необходимостью увеличения пенсий и проведения модернизации системы здравоохранения. Из-за столь высоких налогов многие предприятия в тени. Так удобнее. Именно поэтому, согласно данным Левада-Центр, 51% россиян считают, что нашим бизнесменам органически присуща жажда наживы и стремление к разного рода махинациям. И эту нечестную игру можно объяснить финансовым давлением со стороны государства и привычкой.

Российский малый бизнес давно строится по принципу гоголевского персонажа – все на свете можно «прошибить копейкой». Все так же наши бизнесмены везут китайский и турецкий ширпотреб для перепродажи в регионах, обходя законодательство. Все так же основная масса предпринимателей гонится за сиюминутной выгодой, не задумываясь о завтрашнем дне и тем более – о будущем страны. Можно ли таких дельцов назвать бизнесменами? Едва ли с европейской точки зрения.

Во всем мире малый бизнес – буксир экономики, обеспечивающий в ряде стран до 80 % ВВП. В странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий. Например, фундамент модной индустрии Италии – именно малые предприятия.

Малый бизнес в развитых странах в настоящее время объединяет средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого и среднего бизнеса совершили огромный экономический скачок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.).

В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%. И если в сегменте малого бизнеса в Европе занято 70% населения, то у нас – всего 13%. Конечно, можно было бы сказать, что в России история малого предпринимательства только начинается, однако период становления уж слишком затянулся.

Многие не решают становиться предпринимателями, потому что их пугает нестабильность в стране. О любви государства менять правила прямо по ходу игры хорошо известно. Например, сейчас много говорят о том, что всех предпринимателей надо заново перерегистрировать, внести изменения в Гражданский кодекс, оттенить ОАО и ЗАО, лишить налоговые инспекции права регистрировать предприятия. Так бюрократические элементы подсознательно становятся препятствием на пути к открытию своего дела.

Для открытия дела нужны средства, а с этим у многих туговато. Между тем именно в бизнес уходят от безысходности. Объединяются школьные друзья, берут кредит и открывают предприятие, которое впоследствии зачастую становится весьма успешным. Только сами бизнесмены, как правило, не хотят, чтобы их дети продолжали деловые традиции. По их мнению, если в 1990-е годы малый бизнес был престижным делом, то сейчас в сфере мелкого предпринимательства приходится выживать.

Еще одним тормозом в развитии малого бизнеса в нашей стране является, как ни странно это звучит, финансовая безграмотность самих предпринимателей. Учиться бизнесу в специальной школе – дело дороге, требующее времени и не всегда применимое на практике в российских реалиях. Чтобы способствовать развитию малого предпринимательства, социально ответственными становятся… банки, которые сегодня все чаще стараются проводить семинары, разъясняя, как привлечь заемные средства, пользуясь банковским кредитом. Примером эффективной социально-ответственной работы является банк «УРАЛСИБ», который по программам кредитования малого бизнеса обогнал даже государственный «ВТБ24», заняв третье место после «Сбербанка» и «Россельхозбанка». Бесплатные информационно-консультативные семинары банка «УРАЛСИБ» помогают лучше ориентироваться в продуктах и специальных региональных программах банка, более ответственно подходить к решению о кредитовании.

Официально российским правительством поставлена цель увеличить долю малого предпринимательства в ВВП с 20 до 30% уже к 2012 году. Государственная политика выражается в системе рефинансирования и субсидирования кредитов. По прогнозам экспертов, число небольших предприятий будет расти, конечно, при условии, что финансовое бремя, тяжелым камнем упавшее на плечи малого бизнеса, будет снято. В марте 2011 года Дмитрий Медведев признал, что эта мера стала таким же неблагоприятным фактором для инвестиционного климата, как коррупция и повышение цен на электричество. Президент поручил правительству до 1 июня подготовить предложения относительно снижения страховых взносов.