В Подмосковье пробуют бороться с мусором на обочинах дорог. Как пишут СМИ, с начала дачного сезона оштрафованы уже 700 автомобилистов, пытавшихся прямо возле трассы избавиться от своих бытовых отходов. Картина, хоть и непривлекательная, но до боли знакомая. Для многих любителей барбекю на природе стало традицией выкидывать остатки своего пиршества прямо возле трассы, практически на ходу. Времени заехать на помойку у них нет, а возить всякую дрянь в багажнике высокая культура быта не позволяет. Судя по всему, бороться с подобным свинством исключительно штрафами пока не выходит.
Операцию «Засада» проводит областное управление Государственного административно-технического надзора (Госадмтехнадзора). Акция носит временный и, пожалуй, больше показательный характер. Уследить за всеми нерадивыми автомобилистами силами 360 инспекторов физически невозможно.
Мособлдума решила усилить борьбу с теми, кто мусорит в неположенных местах, и взвинтила штрафы. За выброшенные из машины отходы рядовому водителю теперь придется раскошелиться от 2 до 5 тысяч рублей (раньше можно было отделаться тысячей). Должностные лица за подобное нарушение могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Но само по себе «битье рублем» вряд ли спасет ситуацию.
Куда идут собранные штрафные деньги? 50% средств поступает в областной бюджет, другая половина уходит в бюджет того муниципального образования, где поймали нарушителя. И эти деньги тратятся на благоустройство населенного пункта. По крайней мере, так предполагается. Только на деле редкий район может похвастаться развитой «антимусорной» инфраструктурой.
Автомобилисты далеко не всегда виноваты. Зачастую им просто некуда выбрасывать окурки, фантики от конфет и бутылки из-за полного отсутствия специальных контейнеров вдоль трасс. Мусорных баков порой нет даже на автостоянках. А ведь их следует размещать через каждые 20–30 км на специально оборудованных площадках. И, соответственно, у водителей должна быть карта области со схемой расположения этих легальных помоек.
Возможно, проблему смогут решить платные магистрали. Эта альтернатива бесплатной дороге, обеспечивающая скорость движения по качественному дорожному полотну, а также кучу сервисных опций – зоны отдыха, заправки, «карманы», где стоят мусорные баки.
Тема платных дорог оправдывает себя в Европе. К примеру, сеть платных автотрасс во Франции считается самой мощной в мире. Про автобаны Германии вообще лишний раз упоминать не стоит – это легенда и повод для зависти наших туристов (там им почему-то не приходит в голову свинячить!). Со временем платные трассы будут популярны и в России, что, безусловно, отразится на их инвестиционной привлекательности. Лучше за вменяемую плату ехать с комфортом и ветерком, чем… - ну вы понимаете!
«Платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности», – написано в законопроекте «О платных автомобильных дорогах». Однако строиться они будут на условиях концессии. Частный инвестор проводит дорогу, государство отдает ему на откуп землю вдоль трассы на несколько лет, чтобы компенсировать затраты. Так, концессионер возвращает свои деньги, получая прибыль не только от тарифов, но и от инфраструктуры - от придорожных кафе и автозаправок. Каким же образом это поможет бороться с мусором?
Во-первых, само наличие зон, предназначенных для мусора, – это уже полдела. Во-вторых, на платной дороге можно наладить систему слежения за транспортом и тем самым постоянно контролировать порядок на дороге. Счета за выброс бытовых отходов из окошка могут приходить на дом, как и штрафы за превышение скорости. И если суммы будут довольно большими, то вряд ли найдутся желающие нарушать правила.
В-третьих, важен и воспитательно-просветительный момент. Наряду с плакатами, призывающими меньше мусорить на дорогах, автомобилистам в придорожных магазинах можно будет выдавать пакетики для мусора или пепельницы для окурков. Или даже дарить бонусные литры бензина тем, кто соблюдает порядок :) А вы что вы думаете? Есть ли панацея от свиней на наших дорогах?