Книга vs ридер: схватка продолжается

2011-08-25 12:33:32 2312

С 1 сентября в школах появятся электронные учебники. Пока эксперимент проводится среди учащихся шестых классов. В планшетники, разработанные «Роснано», закачан комплект учебников издательства «Дрофа», адаптированных для компьютера. Таких пробных образцов, которые попадут в российские классы, будет лишь тысяча. Но малое, как известно, начало большого.

С одной стороны, здорово, что наука движется вперед. Да и за детей хочется порадоваться – не придется таскать в школу тяжелые портфели. С другой стороны, жалко зрение подростков, которое портится от экрана монитора, и грустно, что наслаждение от перелистывания страничек только что купленной книги уходит в прошлое. А вместе с ним и удовольствие от самого процесса чтения.

Уже доказано, что при чтении электронных книг сложнее концентрировать внимание. К такому выводу пришли исследователи Вашингтонского Университета. Они доказали, что студенты считают бумажные книги более традиционным инструментом в процессе обучения. В 2009 году семь американских университетов запустили программу оценки электронной книги. К концу учебного года почти две трети студентов, участвовавших в эксперименте и фиксирующих свои наблюдения за процессом чтения в дневнике, вообще отказались от ридера. А те, кто им пользовался, дополняли электронную книгу традиционной литературой. По мнению исследователей, бумажная книга содержит визуальные намеки на структуру книги и содержание. Получается так называемая когнитивная карта твердой книги, позволяющая легче запомнить содержание и место расположения информации.

«Когда мы читаем, мы бессознательно отмечаем физическое расположение информации на странице, а также его расположение в тексте в целом. Эти мысленные построения помогают нам вспомнить, где находится та или иная идея в данном тексте. Мы используем когнитивные карты, чтобы запоминать и воспроизводить текстовую информацию более эффективно, что делает их полезным инструментом для студентов, которые читают академические тексты с целью нахождения конкретной информации».

У электронных книг подобной когнитивной карты нет. Процесс поиска информации занимает значительно больше времени, раздражая студентов и рассеивая их внимание. Производительность, понятно, снижается.

Между тем, ридеры активно вытесняют бумажные книги. По данным недавнего опроса портала SuperJob, 3% россиян читают только электронные книги, 19% преимущественно электронные, а приверженцами литературы в переплете стали лишь 35%. Причем число последних медленно, но верно уменьшается, а первых растет.

Преимущества электронной книги очевидны. Ее удобно читать в метро, в нее можно закачать целую библиотеку, избавив малогабаритную квартиру от запылившихся томов. Электронная книга не занимает места, а размер шрифта и литературу можно выбирать под настроение.

Впрочем, приверженцы бумаги не могут представить чтение с экрана, для полной релаксации и погружения в мир книги им просто необходимо листать страницы, расположившись в уютном кресле. Читать печатную книгу – это привычка, особый, знакомый с детства запах пыли и типографской краски, которым наполнены библиотеки (неужели и общественные библиотеки станут когда-нибудь электронными?). И как же домашние библиотеки, которые собирались годами, а томик, например, «Дюмы» или «Гюги» доставался за килограммы советской газетной макулатуры!?