Бизнес по-русски: каждый за себя

2011-11-02 16:48:35 2267

Малый бизнес - одна из надежных опор практически всей европейской экономики и «гарант стабильности» в бушующем море кризисов - в России скорее жив, чем мертв, и это вселяет определенный оптимизм. Согласно результатам исследования ВЦИОМ, 86% отечественных предпринимателей называют свое положение довольно стабильным, а примерно 50% надеются на лучшее в ближайшую пятилетку.

Опрос, в котором приняли участие порядка 2 тысяч предпринимателей, проводился в 15 крупнейших городах России в рамках программы «Время бизнеса», организованной Фондом «Народная Инициатива» при поддержке банка УРАЛСИБ и общественной организации «Союз российских городов».

Позитивный настрой российских бизнесменов, безусловно, радует. В этом, пожалуй, и заключается особенность русского характера: чем тяжелее, тем веселее и разнообразнее жить. И пускай вторник – «черный», зато 90-е в целом – «лихие»! Наш народ приспосабливается к любым сложным условиям, в которых любому немцу смерть (кроме Шредера, которому повезло пристроиться в газовой отрасли). И рассчитывает наш человек только на себя. Большинство респондентов пришли в бизнес, чтобы именно на себя и работать (65%) и больше зарабатывать (50%).

Основным источником стартового капитала для начала собственного дела для большинства предпринимателей выступили собственные сбережения (64%). И лишь 16% оформили кредит в банке и всего 2% приняли участие в программе развития малого предпринимательства!

Российский малый бизнес строится главным образом на «непробиваемых» энтузиастах своего дела. О том, что такое социальная поддержка в области бизнеса, какие существуют кредиты для предпринимателей, большинство и не знает. Только пятая часть участвовавших в исследовании слышала о существовании в их регионе действующих программ поддержки малого бизнеса (21%). Около 40% лишь что-то слышали об этом. Примерно столько же опрошенных (39%) о реализации подобных программ ничего не знают.

Уровень финансовой грамотности предпринимателей Санкт-Петербурга существенно превзошел среднероссийский показатель. 45% бизнесменов северной столицы хорошо осведомлены о действующих программах поддержки малого бизнеса. Это максимальный показатель во всех исследованных регионах (в среднем по России — 21%). Еще 28% бизнесменов в целом слышали об этих программах. Каждый второй предприниматель посещал образовательные мероприятия, форумы и семинары по малому бизнесу. При этом 64% предпринимателей из Петербурга отмечают, что при необходимости в заемных средствах всегда смогут получить кредит в банке. В среднем по России на получение кредита рассчитывают лишь 44% . При этом количество предпринимателей, которые не верят в возможность получения кредита малыми предприятиями, в Санкт-Петербурге составляет всего 19% в сравнении с 29% на общенациональном уровне.

«Доля малого бизнеса в ВВП России составляет 27%, а в Западной Европе более 60%. Можно сказать, что у российского малого предпринимательства большое будущее. Не случайно 54% принявших участие в опросе ожидают активного развития предпринимательства. Что такое малый бизнес? Это дополнительные налоги и снятие социальной напряженности. Только власть, общество и банки должны идти навстречу предпринимателям, чтобы бизнес работал эффективно, принося пользу стране, - считает президент Фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров. – «Народная инициатива» активно включилась в программы поддержки малого бизнеса. Мы проводим исследования, помогаем организовывать консультации по различным программам социальной поддержки бизнесменов, например кредитованию. Малый бизнес должен идти по европейскому пути – стать, прежде всего, прозрачным, чтобы и наши бизнесмены не боялись брать кредиты и развивали свое дело».