Благотворительность считалась одной из важнейших духовных ценностей на Руси. И если представители русской купеческой среды, так называемые «зачинатели» российского бизнеса, не участвовали в благих делах – не жертвовали крупные суммы на устройство больниц, школ и на помощь беднякам, это считалось дурным тоном и с такими людьми просто-напросто не хотели иметь дело. Вот и заботились купцы и промышленники о народе, возводили храмы, музеи, библиотеки.
Погоня за прибылью надолго вытеснила из нашей жизни моральные обязательства бизнесменов перед обществом. И только последние годы в компаниях появляются программы социальной ответственности, которые служат показателем доверия и устойчивого развития предприятия. Конечно, социальная ответственность бизнеса, одним из направлений которой является благотворительность, это часть PR-стратегии. Тем не менее подобные мероприятия вызывают не только общественный резонанс и работают на имидж компании, но и приносят ощутимую пользу людям. Компании оказывают помощь инвалидам, детям-сиротам, выступают в защиту окружающей среды, реставрируют памятники.
В недавнем опросе ВЦИОМ приняли участие порядка 2 тысяч предпринимателей из 15 крупнейших городов России. Исследование на тему участия бизнеса в благотворительных делах проводилось в рамках программы «Время бизнеса», организованной Фондом «Народная Инициатива» при поддержке банка УРАЛСИБ и общественной организации «Союз российских городов».
Оказалось, только треть опрошенных представителей малого бизнеса занимается благотворительной деятельностью (35%). При этом 65% предпринимателей таким опытом поделиться не могут.
Доля предпринимателей по отраслям занятости, участвующих в благотворительной деятельности, в среднем одинакова: от 32% в сфере услуг до 40% в промышленном секторе. Наибольшее число бизнесменов-благотворителей выявлено в Красноярске, Челябинске, Екатеринбурге, Омске и Перми.
Если индивидуальные предприниматели в массе своей предпочитают делать благие дела напрямую, то промышленные предприятия зачастую осуществляют благотворительную работу через специальные организации и фонды (13%). Кроме того, помогать через фонды привыкли предприниматели из Тюмени – таковых, согласно исследованию, 29%. Например, благотворительный фонд защиты брошенных младенцев «Я без мамы» выступил инициатором программы «Благотворительность вместо сувениров», призвав направить новогодний сувенирный бюджет на благотворительные цели. Акция стартовала в Москве в 2007 году, к ней присоединились около 400 российских компаний.
По данным опроса, заметно выше доля предпринимателей, занимающихся благотворительностью, среди представителей компаний с большим оборотом. Если среди предприятий с годовым оборотом от 3 до 60 млн.рублей таких 33%,то среди предприятий с оборотом от 121млн.рублей – уже 44%.
Среди направлений благотворительной деятельности преобладают помощь детям-сиротам (44%), помощь детям-инвалидам и тяжелобольным (30%) и помощь пенсионерам, домам престарелых (19%). Первые две формы благотворительности особенно популярны в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ижевске, Смоленске, Новосибирске и Краснодаре. Помощь пенсионерам чаще других осуществляют предприниматели из Уфы, Тюмени и Красноярска. В ряде городов исследования распространена поддержка восстановления местных памятников культуры – речь идет об Уфе, Ростове-на-Дону и Тюмени. В таких городах, как Тюмень, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Ижевск, Омск и Краснодар, предприниматели участвуют в организации общественно-значимых акций и мероприятий.
Благое дело всегда идет на пользу обществу. Будь это масштабный проект, вроде того, что реализовала компания «САБМиллер РУС», выбравшая для социальных инвестиций единственный в Калужской области детский противотуберкулезный санаторий, находившийся на грани закрытия. Или инициатива частного предпринимателя из Крыма, который безвозмездно передал Севастопольскому гериатрическому дому-интернату около 40 кг бахчисарайского меда.