Old MacDonald had a farm...

2012-01-31 20:48:17 1998

От поисков просто еды, как в годы перестройки и периода первоначального накопления, мы перешли к поискам еды здоровой. Вкус продуктов, не тронутых генными модификациями, сегодня вспоминается как чудесные детские годы, когда пельмени были большими и не содержали «растительных компонентов».

Сегодня напичканное антибиотиками, но аппетитного вида мясо, непонятно откуда взявшиеся в разгар зимы химические помидоры и месяцами не скисающее молоко приводят рядового потребителя в ужас. Поиск здоровой еды не мода, а осознанная жизненная необходимость.

Молоко - как у бабушки, картошка - как у дедушки. Тему экологически продвинутых стариков-дауншифтеров не зря взяли на вооружение в рекламе, даже когда ролик посвящен такому символу здорового питания, как «Макдональдс». Но люди все равно все чаще заглядывают туда, куда и заглядывать-то страшно - за красивую обертку, в обозначенный мелким шрифтом раздел «состав продукта». Осознав прочитанное, одни идут на рынок, другие обращаются в магазины домашней еды в интернете. Но так ли хорош творог, покупаемый в сети? И почему фермерской продукции так мало в магазинах?

Фермерские продукты, конечно, можно обнаружить в ряде супермаркетов – это, как правило, ритейловые сети премиум класса. Открывать свои магазины и даже поставлять продукцию в обычные торговые точки фермерам дорого и невыгодно: крупные поставщики перебивают спрос.

Если в поисковой системе набрать, например, «молоко из деревни», вылезет целый список частных магазинчиков, наперебой предлагающих сельхозпродукцию. Интернет-аудиторию фермеры освоили. Это, в основном, люди с образованием и стабильным доходом, то есть офисные работники или ответственные домохозяйки. Впрочем, о брендах в сети говорить пока рановато. Заказывать продукты в интернете – как кота в мешке покупать.

Попробовать продукцию, словно на рынке, в сети нельзя. Приходится рассматривать картинки и верить на слово. Практически все фермерские сайты утверждают, что их еда натуральна: счастливых кур и свинок не кормят химикатами, морковку и капусту не опрыскивают для роста ядовитыми удобрениями. Удивительно, что разброс цен на сайтах очень большой – можно купить экологически чистый творог по 300 рублей за килограмм, а можно – по 1500 рублей всего за полкило. То же касается и мяса – цены разнятся от 500 до 4500 рублей за килограмм. И кому тут верить? Найти добропорядочного фермера методом «тыка» можно, но не исключено, что искать придется долго. Обнаружив «своего» поставщика, берегите его и рекомендуйте друзьям. Или идите на базар, где качество сметаны можно немедленно определить на вкус.

Известно, что делать из просто продукта - биопродукт в нашей стране зачастую просто грамотный маркетинговый ход. Слово «фермерский» порой пишут, чтобы заманить покупателя. Взять, к примеру, фермерский творог, где под названием мелкими буквами подписано, что это «творожный продукт с растительным жиром». Ветеринарные свидетельства и лабораторные заключения у некоторых магазинов в сети вообще отсутствуют. Жаловаться на ненадлежащую продукцию сложно: сайт дело такое – сегодня есть, а завтра нет. Риск только репутационный, но именно репутация и важна подлинному апологету крестьянского труда.

Фермерский бизнес строится на доверии. Производитель за свой товар несет персональную ответственность и не должен бояться, что в любой момент покупатель «нагрянет» в гости и увидит, как пасутся коровы и растет репа. У правильного фермера обозначена и дата посева, и место посадки, и в некоторых случаях состав почвы. В этом и заключается гарантия качества и вкуса. Такой скрупулезный подход к бизнесу наблюдается у семейных компаний, которые расширяют возможности сельского хозяйства и предлагают экотуризм. Деревня и продукты со вкусом детства уже стали экзотикой. По крайней мере, для жителей мегаполиса – тех, на кого, собственно, и работают фермерские хозяйства.