Русский хайвей

2012-02-15 22:22:38 2312

К 2019 году в России обещают построить более двух тысяч километров платных дорог. Жаль, что скоростные магистрали появляются в нашей стране не так быстро и не в том количестве, как хотелось бы. Ежедневно в одну только Москву, толкаясь в диких многочасовых пробках и понапрасну расходуя недешевое топливо, пробирается более миллиона автомобилей. Похожая ситуация складывается в разгар лета и на федеральных дорогах, многие из которых справедливо считать лишь направлениями. Брать деньги за проезд по скоростным трассам – нормальная мировая практика, где в обмен на сравнительно небольшую плату предлагается качество покрытия, скорость передвижения, безопасность, а также сопутствующие услуги – заправки, магазины, мусорные баки, кафе и туалеты.

При строительстве платной магистрали необходима точность, которая позволит избежать толчеи в местах развилки платной и бесплатной дорог. За отсутствие очередей, а также за комфортную езду ответит госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), которая является, пожалуй, ведущим строителем платных дорог в стране. Так, в 2012-2013 году компания обещает, что у Минского шоссе в Подмосковье появится платный дублер - северный объезд Одинцово. В 2013 году «Автодор» планирует запустить платный участок с 172-го по 194-й километр на автомобильной трассе М3 «Украина» в Калужской области. Компания продолжит организацию платных участков на трассе М-4 «Дон», проходящей от Москвы до Новороссийска через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар, а также на автодороге М-1 «Беларусь», соединяющей Москву с границей Белоруссии.

Конечно, к «Автодору» заранее пытаются предъявить претензии, еще и не увидев результаты работы. Все потому, что строительство магистралей в нашей стране, как правило, темный бизнес, где качество весьма сомнительно, а стоимость работ примерно в четыре раза выше, чем, к примеру, в Германии. Скептики утверждают, что очередей избежать все равно не удастся, что цены будут «кусаться», а бюджет – «пилиться». Хотя сама компания говорит о вполне реальных ценах на проезд – в среднем по стране 2 рубля за километр. И самоокупаемость в данном случае не миф - «Автодор» планирует привлекать как можно больше инвесторов, сдавать в аренду прилегающие территории. Такова общепринятая практика. Те же, кто уже ругают платные дороги, просто плохо понимают, как они работают.

Знаете ли вы, что такое транспондер? Это специальный электронный датчик, который крепится к лобовому стеклу автомобиля и содержит информацию об аккаунте водителя. Современное оборудование подобных электронных систем оплаты позволяет проводить денежный сбор без остановки автомобиля и даже без снижения его скорости. Наряду с «продвинутой», есть еще открытая система платных дорог, где весь транспорт останавливается в различных местах дороги для уплаты пошлины, и закрытая с пунктами сбора денег при въезде или выезде.

Если говорить о Европе, то самой совершенной системой оплаты дорог считается австрийская. Здесь продаются «виньетты» – этикетки о подтверждении оплаты дорожного сбора на право пользования автодорогами. Ее стоимость составляет 8 евро за десять дней. Оплатить пошлину можно на любой автозаправке. В Италии развязки платных дорог устроены так, что проехать пункт оплаты просто невозможно – это проезды со шлагбаумами. Сам процесс въезда занимает не более 10-15 секунд. Водитель, подъехав к турникету, из окна автомобиля нажимает на кнопку автомата, после чего получает магнитную карточку - и шлагбаум поднимается. При выезде с трассы автомат считывает с карточки информацию о пройденном расстоянии и принимает плату. В среднем каждые 100 км пробега стоят 5 евро. Чешская виньетта стоит примерно 13 евро на 10 дней. Продается она на заправках, а проверяют наличие этикеток полицейские. В Швейцарии проезд по автобанам и автострадам облагается дорожным сбором, который оплачивается через покупку той же виньетты, стоит она около 34 евро на год.

Регулирование платы за проезд и организация въезда на автобан – вопрос решаемый. Главное одно: платные дороги подразумевают комфорт передвижения. И при этом должна быть альтернативная бесплатная дорога, пусть с пробками, но с ровным покрытием, а не с ухабами. Интересно, помнят ли об этом в России?