Рекордное количество отчетов о кредитных историях – 6,2 миллиона - было предоставлено Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) банкам в последнем месяце прошлого года. Такое количество обращений НБКИ - крупнейшая организация на российском рынке кредитных историй - фиксирует впервые: за аналогичный период 2010 года бюро обработало почти в два раза меньше запросов.
Почему в последнее время наблюдается такой ажиотаж вокруг кредитных историй? Неужели люди стали интересоваться своими кредитными досье? Или большое число запросов объясняется просто-напросто декабрем - сезоном высоких продаж, когда растет количество кредитов, а значит, и обращений в бюро? Безусловно, фактор конца года имеет место быть. Однако успех работы НБКИ можно объяснить с точки зрения социального маркетинга.
О том, что такое кредитная история, еще полгода назад не знала большая часть населения страны. Просветительскую функцию взял на себя общественный фонд «Народная инициатива», который в рамках программы повышения финансовой грамотности россиян запустил соответствующий проект.
В ноябре – декабре 2011 года фонд в партнерстве с НБКИ инициировал на ведущих региональных телеканалах и в печатных изданиях образовательные сюжеты о том, как важно и порой совершенно необходимо знать свою кредитную историю. Особое внимание было уделено популярным социальным сетям в интернете, где эксперты Национального бюро кредитных историй в интерактивном режиме разъясняли аудитории все аспекты формирования и способы контроля над своей кредитной историей. Именно в течение этой социально-просветительской кампании и начался бум обращений в НБКИ.
«В европейских странах и в США кредит – это обыденность: люди погашают задолженность перед банком, как коммунальные платежи. Чтобы сформировать подобную культуру поведения у нас, гражданам следует изменить подход к кредитованию. Важно понимать, что кредит – это нормальные, естественные взаимоотношения с банком, и разбираться, наконец, что такое кредитная история. Как говорят американцы, хочешь получить деньги - не забывай, во что ты одет. С другой стороны, банкам для улучшения кредитования пока не хватает досье на потенциальных заемщиков, за которыми они все чаще обращаются в бюро кредитных историй. Поэтому мы совместно с НБКИ идем по правильному пути, стараясь ликвидировать «пробелы в образовании» по вопросу о кредитных историях», - считает финансовый директор общественного фонда «Народная инициатива» Владимир Васин.
Сегодня НБКИ располагает сведениями о 50 миллионах россиян. Однако очень скоро практически у каждого второго жителя страны появится своя кредитная история, даже если он ни разу не брал денег в долг. Финансовая биография может начаться совсем незаметно – с обычной пластиковой карты, на которую перечисляют зарплату. Чтобы узнать, в каком бюро находится ваша кредитная история, надо обратиться в Банк России, где существует специальное подразделение Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). Игроков на рынке кредитных историй много, но крупных, вроде НБКИ, единицы. Помните, раз в год можно проверять свое кредитное досье абсолютно бесплатно.
Вернемся к растущей популярности запросов по кредитным историям. Наряду с эффективным социальным маркетингом, она объясняется и новым трендом в области кредитования. В 2004-2008 годах кредиты выдавали буквально всем – гарантией для банка являлись поручители и документы о доходах. Найти поручителя и подделать документы – дело нехитрое, даже справка 2НДФЛ не обезопасила банки от мошенников и неплатежеспособных клиентов. Теперь кредиторы по-западному оценивают своих потенциальных заемщиков. И тут кредитная история – ключевой ориентир. Российский кредитный рынок пока находится в процессе развития. Может, однажды мы дойдем и до того, что в кредитном бюро будут предоставлять не только информацию по кредитам, но и сведения по прочим безналичным платежам (за воду, свет, газ) и даже отметки, с которыми заемщик окончил вуз, – подобная практика давно распространена в США.