Интернет поддержит книгу

2012-02-29 17:25:22 1770

Многие эксперты в области книгоиздания обеспокоены будущим печатной книги – этот рынок будет сильно сокращен в силу распространения электронных изданий. Гаджеты – это нынче не только модно, но и функционально. Сколько места в квартире можно освободить, если, выражаясь словами персонажа Грибоедова, «собрать все книги бы да сжечь»! Но при всем уважении к книге как к произведению искусства (к дешевым «покетам» это, конечно, не относится), разве появление электронных устройств не поддерживает интерес к чтению в целом?
Появляется в Сети, например, некий кулинарный блоггер или путешественник, у которого тысячи «френдов». А потом выходит книжка (да не одна!), которая вмиг раскупается. Известный писатель Захар Прилепин отметил, что, когда он выложил в интернет роман «Санькя», спрос на книгу в магазинах резко вырос. Просмотрев электронную версию, некоторым захотелось подержать произведение в руках – почитать лежа на диване и почувствовать пальцами страницы. Другие решили подарить книгу друзьям: что бы ни говорили, книга – лучший подарок, подчеркивающий индивидуальный подход и вкус и настраивающий дарителя и одаренного на одну волну.
Ридеры рекламируют повсюду и всеми способами, вплоть до провокаций. Так, писатель-сатирик Евгений Шестаков хотел использовать образ знаменитого боксера и депутата ГД Николая Валуева в продвижении электронных книг. Как написал в своем блоге Шестаков, боксер и депутат Госдумы «давно уже ничего не читал, класса со второго» и в его голову пришло «больше ударов, чем мыслей». Валуев, понятно, обиделся. Как сообщают СМИ, вопрос, что читает Валуев, будет решаться в суде. Но дело сделано. И согласитесь, даже такого рода намеренные скандалы привлекают внимание не только к ридерам, но и к чтению вообще.
А это важно, ведь читать наша молодежь пока, увы, не хочет. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати), объём книжного рынка за прошлый год сократился более чем на 8%. Число проданных книг составило 2,68 экземпляра на одного россиянина. По информации «TNS Russia», в начале 2011 года доля чтения книг в общей структуре медиапотребления населения России старше 16 лет сократилась до 1,9% (около 9 минут в сутки) по сравнению с 4% в 2008 году. Одновременно выросли доли радио (с 30% до 36,5%) и интернета (с 6% до 8%). Изменились и читательские предпочтения: вместо классики народ предпочитает фантастику и приключения. Жаль, что Валуев не согласился рекламировать книги – народные герои должны пропагандировать не только сотовую связь. По мнению специалистов, люди, которые часто отправляют смс, пользуются разными мессенджерами и читают электронные тексты, плохо запоминают новые слова и ограничены в лексике: если не удается подобрать нужную фразу, можно поставить смайлик. Те же, кто читает газеты, совершенствуют язык.
Сегодня актуальнее говорить не о преимуществе электронной книги над бумажной, а о конкурентах книги вообще – телевидении и интернете. Сумасшедший ритм жизни больших городов не позволяет человеку просто побыть в тишине и сосредоточиться на печатном слове. В этом случае ридер - удобный вариант для чтения в дороге и пролистывания «одноразовых» книг – мейнстрима современной литературы. Дома любители чтения все равно будут собирать качественные библиотеки, которые потом передадут внукам.
При разумном использовании интернет позволяет повышать объемы продаж. Кроме того, в Сети сами читатели могут самовыражаться. Английская писательница Кэролайн Смейлс предложила читателям своего нового романа, который будет издан в формате е-книги, самостоятельно выбрать наиболее подходящий финал. Она подготовила 11 различных вариантов концовки романа «99 Reasons Why». Как сообщает газета The Independent, Смейлс решила, что у читателя появится свобода выбора предпочтительной для каждого из них концовки: например, «хэппи-энда» или мистической развязки. Чтобы читатель получил наиболее подходящий ему вариант, в процессе чтения книги ему необходимо ответить на ряд тестовых вопросов.