Пенсионный драйвер пессимизма

2012-04-13 16:02:49 4531

На днях Владимир Путин впервые после удачных для себя выборов затронул тему пенсионной реформы. При этом избранный глава государства подчеркнул, что «нужно продолжать совершенствовать пенсионную систему». Совершенствуют обычно то, что и так вполне неплохо работает, а в России кормить 40-миллионную армию пенсионеров скоро будет нечем: население стареет, и налоговая база сокращается.
Чуть позже, отчитываясь перед Госдумой за работу в правительстве, ВВП про «усовершенствование» не упомянул, а, напротив, отметил, что у нас все хорошо: «Россия - единственная страна среди государств «Восьмерки», имеющая по итогам 2011 года бездефицитный бюджет, более того, у нас даже профицит небольшой». И пока в Европе, в частности, «во Франции был принят закон о повышении возраста выхода на пенсию с 60 до 62 лет», в России «в очень непростой период кризисных испытаний» с 2008 года в 2,5 раза увеличили пенсии.
Почему же в Европе, где бушует кризис, средняя продолжительность жизни выше, как и средняя пенсия в 1000 евро – заоблачная сумма, которая нашим пенсионерам даже не снилась!? В передовой России лишь к 2014 году социальная пенсия вырастет до 7 с небольшим тысяч рублей (это приблизительно 150 евро). Ответ очевиден. Получается, власть озвучивает противоречивые вещи – риторика о развитии страны не сочетается с необходимостью пенсионной реформы и реалиями жизни, которая состоит из неустанно растущих цен на продукты и тарифов ЖКХ – их незаметно, пока пенсионеры окучивают грядки на даче, вновь повысят летом.
Каким образом собираются изменить порядок формирования пенсий? Самый очевидный способ - это, ссылаясь на опыт ряда продвинутых европейских стран, повысить пенсионный возраст. Хотя Путин пообещал его не увеличивать, в СМИ поговаривают, что правительство уже приняло принципиальное решение о повышении возрастного порога, но пока не проработаны детали, не хочет волновать общество. Повышение возрастной планки для ухода на заслуженный отдых, равно как и повышение минимального стажа для получения пенсии (сейчас он составляет всего пять лет), помогут пенсионной системе на некоторое время избежать краха. Однако вопрос о пенсионной реформе все равно актуален: пожилые люди в России остаются самыми бедными из пенсионеров стран Большой восьмерки.
Между тем, наше государство позиционирует себя именно как социальное, где стариков гарантированно обеспечивают хлебом (минимальной пенсией). А вот за масло – благосостояние наших пенсионеров – в ответе пенсионные фонды (НПФ), в том числе и негосударственные, которые предоставляют населению возможность самому участвовать в накопительной части пенсии. Анализ современного состояния дел в НПФ показывает, что эффективность их работы пока нулевая и даже отрицательная. Президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов весьма эмоционально выступил на дискуссии «Пенсионные средства – драйвер роста и модернизации рынка управления активами». Он рассказал, что представители НАПФ недавно участвовали в проверке одного из серьезных негосударственных пенсионных фондов. Результаты оказались неутешительными. Доходность по обязательным пенсионным накоплениям составила 2,2%. А инфляция в России, согласно официальным данным, 6,1%. Получается – убыток!
Очевидно, что реформе быть. Говорят, что в стране скоро появится новое министерство, которое возьмет на себя решение социальных вопросов, в том числе и пенсионных. Возглавить новый аппарат предлагают министру экономразвития Эльвире Набиуллиной. Впрочем, проблема выплаты пособий по старости вряд ли решается одними кадровыми перестановками. Как будет развиваться пенсионная реформа, можно будет рассуждать только после инаугурации ВВП и формирования нового кабинета министров, но в любом случае «продолжение совершенствования пенсионной системы» покажет, какие выводы власть и общество сделали из уроков Болотной площади.

Категории: Прочее