Формула бедности

2012-04-25 19:53:13 4884

Плохая новость для будущих российских пенсионеров: в 2014 году стартует пенсионная реформа, которая лишит многих ныне работающих обеспеченной старости. Хотя оригинального текста законопроекта никто пока не видел, газета «Ведомости» изложила общее направление «совершенствования» отечественной пенсионной системы.

«У нас нет планов повышения пенсионного возраста» - теперь эти слова вступающего в мае в должность президента Путина можно совершенно точно отнести на счет предвыборной риторики. Планку выхода на покой все-таки поднимут, но постепенно. Согласно проекту Концепции развития пенсионной системы – рабочему варианту реформы - к 2047 году пенсионный возраст мужчин и толерантно приравненных к ним женщин будет 65 лет. Для бывшего слабого пола, начиная с 2015 года, пенсионный возраст поднимут до 60 лет к 2029 году. На следующем этапе реформы, с 2030 года, порог выхода на покой будет расти по три месяца за год, с 2036 года - по шесть месяцев. К 2047 году реформа будет завершена.

Понятно, что все эти нововведения, несмотря на отсылки к «опыту передовых европейских стран», всего лишь способ сохранить относительную финансовую стабильность в пенсионной сфере. Уже сегодня из 11 триллионов рублей расходной части бюджета субсидии государства ПФР составляют порядка 2 триллионов (эти данные приводит «Газета.ру») – больше 18 процентов. И эта сумма может только расти – даже если обещания Дроздова о грядущих прибавках есть не что иное, как благоприятный фон для проведения реформы. Все равно необходимо учитывать инфляцию и сокращение налогооблагаемой базы (поднять ставку страховых отчислений государство, памятуя о недавней протестной волне, скорее всего не решится). В отсутствие новых, надежных источников денежных поступлений власть традиционно прибегает к смене правил игры со своими гражданами, внедряя их вполне реальным кнутом под обещания будущего, как правило, виртуального пряника.

По предложению Минздрава, новая система пенсионных накоплений будет трехуровневой, включающей в себя государственную, корпоративную и добровольную накопительную части. Проработав 30 лет, человек сможет получать примерно 70-80% своего заработка в бытность активной трудовой единицей. Ровно до этого места предлагаемая система выглядит идеально по-европейски. Однако дальше идет то, что обычно банки при заключении договора на кредит печатают мелким шрифтом – то есть, уловки. Ставку пенсионных взносов предлагается оставить на нынешнем уровне - 22%, но накопительную часть сократить до 4%, отменить индивидуальную часть тарифа и полностью направлять взносы в солидарную часть. Вместо принципа «чем больше в молодости накопил – тем больше в старости получил», нам предлагают формулу, основанную на стаже и заработке. Нормативный стаж для расчета пенсий предлагается установить в 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

Заботливая Татьяна Голикова в письме Владимиру Путину признается, что «выработать такую продолжительность стажа к 60 годам практически невозможно». Но и к 65-ти годам в российских условиях обеспечить идеальную трудовую биографию будет проблематично для большинства наших граждан. Далеко не всем повезло сразу попасть на официальную работу в «Газпром» или другую госкорпорацию и не потерять свое место, стабильно вкалывая четыре десятка лет. Что делать тем, кому по воле обстоятельств пришлось неформально – то есть по устному договору, например, с хозяином рыночной палатки Ахмедом – много лет работать, полностью получая небольшую зарплату в конверте? Кормить их придется за счет официальных работников – ограничить потолок пенсий граждан с высокой «белой» зарплатой Минздравсоцразвития предлагает принципиально. Заработок будет рассчитываться как соотношение отдельно взятого жалованья за весь период работы к средней зарплате по стране за тот же период, умноженное на размер среднего заработка по стране за последний квартал перед начислением пенсии. Штука в том, что средний расчетный заработок примерно вдвое ниже среднего, и на практике получится, что тем, кто зарабатывал прилично, все равно будет в старости не до жиру, а прочим придется существовать, исходя из второй части этой поговорки – быть бы живу.

Очевидно, что большинство будущих претендентов на пенсию по итогам реформы сможет рассчитывать исключительно на государственную социальную «минималку». Что такое 7 с хвостиком тысяч к 2014 году – можно представить уже сегодня. Стало быть, «опыт передовых европейских стран», из которого исходили составители планов пенсионной реформы, все равно сводится к китайскому варианту – без помощи детей российским пенсионерам жить придется впроголодь. И увидеть Европу, по которой активно колесят старички из тех держав, на которые ориентировались наши законодатели, наши смогут в лучшем случае по телевизору. В качестве компенсации диктор расскажет, что там опять бушует кризис, а местами – еще и наводнения с ураганами.