Пробки не выбить

2012-04-28 15:58:13 2102

Столичная примета: начался дачный сезон – жди пробок. Особенно к выходным, когда машины мёртво стоят даже там, где, казалось бы, всегда можно было проехать. В ближайшее время, по прогнозам экспертов, дорожная ситуация еще более усугубится - из-за ввода в эксплуатацию платных трасс выехать из Москвы будет практически невозможно.

В этом году в Подмосковье появятся первые платные дороги. Речь идет о трассе «Дон». Госкомпания «Автодор» с 15 мая начинает опытную эксплуатацию оборудования по взиманию платы на участке 48 – 71 км автомобильной дороги М-4. Эту часть дороги отремонтировали, по словам компании, до европейского уровня: количество полос для движения увеличилось с 4 до 6, появилось освещение, строители установили звукоотражающие экраны и пункты экстренной связи.

Пока работает тестовый режим, автомобили будут ездить бесплатно. Как долго не будут взимать плату, сказать сложно. В компании утверждают, что автомобилистам надо сперва привыкнуть к шлагбаумам, а уже потом говорить о деньгах. Когда участок запустят в коммерческую эксплуатацию, стоимость проезда составит не более 4 рублей за километр. Подобная система оплаты уже действует на участке с 414 по 464 км этой же трассы М-4 «Дон».

Этот участок в Липецкой области стал первой платной трассой в современной истории российских дорог. Он был введён в эксплуатацию в ноябре 1998 года, первоначально его длина составляла 20 км, в 2010 году была увеличена до 50 км. Платная автомагистраль вызывает недовольство жителей Задонска – города, через который проходит альтернативная магистраль. Горожане постоянно грозятся перекрыть дорогу или объявить голодовку - с момента открытия платного участка жить в населенных пунктах стало невыносимо. Водители большегрузов, составляющие нынче основной поток транспорта в городе, отказываются платить и едут по бесплатной дороге. Улицы некогда тихого Задонска превратились в постоянную пробку, аварийность, соответственно, повысилась. Вибрация, издаваемая транспортом, разрушает не только дома жителей прилегающих населённых пунктов, но и знаменитый памятник русской старины - Задонский монастырь. Сотрудники городского «Водоканала», как пишут СМИ, предупредили, если движение грузовиков по улице не прекратится, случится крупная коммунальная авария. Трубы канализационного коллектора, проходящие под трассой, не рассчитаны на такую нагрузку и могут лопнуть.

Впрочем, далеко не все населенные пункты, расположенные на платных трассах в нашей стране, имеют объездные пути. Об этом в интервью газете «Известия» сообщил региональный министр транспорта Петр Кацыв и подчеркнул, «это вполне можно решить». А решить в России – значит, просто отменить. Еще в прошлом году, первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов во Владивостоке на открытии Тихоокеанского форума не исключил возможности появления в России платных дорог при отсутствии бесплатной альтернативы. Он отметил, что согласно ныне действующему законодательству, платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. Но при необходимости, по словам вице-премьера, это требование можно отменить.

«Предлагается рассмотреть возможность, что в случае, если экономическая необходимость, коммерческий интерес и спрос в появлении платной автомобильной дороги есть, то эта дорога должна быть, даже при условии отсутствия бесплатной альтернативы», - сказал он. Коммерческий интерес, безусловно, есть, поэтому можно не сомневаться, платить придется везде. А не ищешь легких путей – наворачивай километры.

В 2013 году планируется открыть северный обход Одинцово. И когда автомобилисты начнут платить за проезд по трассе «Дон» и Минскому шоссе, многие водители предпочтут пользоваться существующими бесплатными объездными путями, и Можайское, Новорижское, Волоколамское и Киевское шоссе ждут постоянные заторы. В итоге, ситуация отразится и на обывателях. Если за дорогу будут платить, стоимость грузоперевозок подорожает. Иначе, если везти творог и мясо из Воронежа в столицу пока выгодно и продавцу и покупателю, то очень скоро цены на качественную продукцию из села взлетят вверх.