Обсуждение проблемы парковки в столице выходит далеко за рамки нормативной лексики и заканчивается междометиями. Мало того, что оставить машину и так порой негде, за брошенное в неправильном месте транспортное средство (скажите, а много ли «правильных» и доступных мест?) уже летом будут штрафовать на 2500 рублей. Со следующего года парковка в центре Москвы вообще станет сплошь платной – один час обойдется где-то в 50 рублей. Разрешить столь напряженную ситуацию собираются с помощью перехватывающих парковок и «народных гаражей». Последние, кстати, пока не вызывают восторга у москвичей – дорого, неудобно и непрактично. Словом, автомобилистов из столицы выживают рублем.
Как пишут СМИ, с начала реализации программы «Народный гараж» (стартовала она в 2009 году, продажа мест в паркингах началась в 2010 году) меньше 1% московских автомобилистов - чуть больше 21 тысячи человек - решились на приобретение экономичных машиномест. «Народный гараж» – это многоярусный капитальный объект, иначе бетонная этажерка, продуваемая ветром. Стоимость такого гаража 350 тысяч рублей. По некоторым данным, в ЦАО за гараж просят порядка 1 млн рублей. Даже средняя цена раза в два выше стоимости недорогой иномарки, которые составляют основной машинопоток в городе. Прибавьте сюда плату за ежемесячное обслуживание такого гаража, которая порой превышает 4 тысячи рублей в месяц. Платить такие деньги за место коробке, которое не предусматривает ни стен, ни обогрева зимой, просто бесстыдство. В интернете многие пользователи назвали проект издёвкой над народом и очередным отмывом денег чиновниками. Дескать, в цивилизованных городах строят парковки под домами. А тут, например, в Зеленограде, вернувшись вечером с работы из центра столицы, надо еще пару километров от гаража пешком идти до квартиры.
Конечно, Москва – город компактный, и вписать гаражную коробку не так-то просто. Зачастую «народные гаражи» строят прямо во дворе между домами. Так, в Бибирево вырубили деревья, чтобы рыть котлован для подземной парковки. Газон, детскую и спортивную площадки обещали вернуть. Местные жители устроили протест. Они уверены, что воздух во дворе станет хуже, да и сколько времени пройдет, прежде чем деревья станут большими! Понятно, что слушать жильцов никто не стал. И вообще оказалось, что за строительство гаража на 100 мест подписались аж 400 человек.
Из-за такой народной непопулярности программу гаражного строительства заморозили более чем на полгода. Однако теперь началась новая волна строительства. С начала года по всей Москве возобновлены работы на 11 строительных площадках «народных гаражей». Об этом недавно сообщил заместитель председателя Мосгосстройнадзора Алексей Амелькин. Эти 11 паркингов рассчитаны более чем на 3,5 тысяч машиномест, и построить их должны до конца 2012 года.
При этом до 2014 года по всей Москве планируется построить около 223 «народных гаражей» на 54,9 тысяч машиномест, сообщала в начале апреля пресс-служба столичного стройкомплекса. Всего же до конца 2012 года планируется построить 91 гараж вместимостью 26,5 тысяч машиномест, в 2013 году – 132 гаража на 28,6 тысяч машиномест. Кстати, это меньше, чем планировали московские власти изначально: по программе «Народный гараж» в этом году должно было бы появиться на 3 тысяч машиномест больше, а в 2013 году – на 26 тысяч машиномест больше.
Эксперты считают, что пока автомобиль можно припарковать во дворе, «народный гараж» невыгоден. Кто захочет оставлять машину на окраине столицы, чтоб потом полчаса добираться до дома? Возможно, чтобы подогреть интерес к «народным гаражам», власти города собираются усиливать борьбу с незаконными стоянками: очень скоро на тротуарах будут в массовом порядке поставлены ограничительные столбики. Прибыль от проданного куска бетона колоссальная!
Если авто нельзя оставить во дворе, а дом не оборудован паркингом и в центр на личном автотранспорте будет не пробраться (призывают пользоваться перехватывающей парковкой), зачем, спрашивается, нужна машина? Не дождетесь, не откажутся автолюбители от своих железных коней. Будут конфликты. Протестов москвичей избежать не удастся, особенно когда парковка в центре станет полностью платной. И придется чиновникам либо умерить аппетиты (и кардинально – не так, что к 2015 году цена псевдогаража снизится до 300 тысяч рублей), либо делать полноценные гаражи и создавать бесплатные офисные паркинги в центре. Еще один вариант - отменить «народные гаражи» и в полную силу осваивать идею перехватывающих парковок с точки зрения бизнеса. Развитие принципа «park and drive» поможет уйти от стихийных стоянок, когда водители бросают во дворах и вдоль проезжей части автомобили, чтобы пересесть на метро. Сегодняшняя непродуманность проектов выглядит весьма по-русски: думали как лучше, получилось как всегда.