Это лето в Москве особенное. То ли отпускников стало меньше, то ли, напротив, жить стало лучше и число личных авто выросло, но пробки в городе, которые обычно рассасывались вместе с июльским зноем, остались. Страшно представить, что начнется в сентябре! Даже улучшенная Киевская трасса по утрам стабильно стоит на подъезде ко МКАД. Что уж говорить о таких перегруженных магистралях, как Ярославка, Волгоградка или Новорязанское шоссе, где ездить на работу на автомобиле нереально: пробки тянутся часами, отдельные лихачи, кому «больше всех надо», объезжают очередь по обочине, тем самым усугубляя ситуацию. Спасение – в развитии альтернативных вариантов (метро и электричка есть далеко не везде). И что бы ни говорили о платных дорогах – это тоже выход. Тот же участок в объезд Одинцова, который вскоре собираются ввести в эксплуатацию, очень многим облегчит жизнь.
Недавно в редакции «Газеты.Ru» состоялось онлайн-интервью с председателем правления госкомпании «Автодор» (строящей в России платные дороги) Сергеем Кельбахом. Он рассказал о том, какие новые «коммерческие» трассы появятся в ближайшее время, как эксплуатируются уже существующие. Многие пользователи интернета высказали мнение, что чиновник просто отчитался – складно и красиво ушел от каверзных вопросов и донес до населения одну, но пламенную мысль: если хочешь - плати, а не хочешь – никто не неволит, ищи объездные пути.
При этом чиновник грамотно изложил, из чего складывается тариф за проезд и почему участок трассы М4 с 48-го по 71-й километр - «МКАД - Кашира», как его в простонародье называют, до сих пор работает в тестовом режиме. Компания взвешенно подходит к вопросу взимания платы. При сегодняшнем трафике ручной сбор платы категорически не эффективен. Предполагается, что из существующих десяти полос минимум две будут полосы безостановочного движения. Тестовые испытания практически закончены, платный режим будет введен осенью. Сейчас идет активное распространение транспондеров и карточек БСК, сделанных по принципу stop&go. Карточке соответствует лицевой счет: подъезжаешь, прикладываешь, деньги списываются, шлагбаум открывается.
Конечно, под сомнение можно поставить многие высказывания председателя правления «Автодора». Например, качество платных дорог, по мнению пользователей, в ближайшем будущем не будет соответствовать европейским стандартам – на свежеположенном полотне очень быстро образуются колеи. И даже если мы перейдем на 130 км в час на платных магистралях, мы все равно не приблизимся к Европе.
В чем однозначно можно согласиться с Сергеем Кельбахом, так это в том, что с придорожным сервисом в нашей стране все плохо. И это одна из самых больных тем.
«У нас нет современных, полномасштабных, отвечающих всем требованиям и отвечающих запросам потребителей многофункциональных зон. Таких, в которых я с удовольствием останавливаюсь. В той же Германии, остановившись, я знаю, что получу весь набор услуг. Я пойду кофе попью, у меня ребенок поиграется в детской комнате в это время. Если жарко, я могу душ принять. И так далее. Что-то в дорогу себе прикупить. А если решил остановиться, в этом мотельчике могу всегда найти номер, в девяти случаях из десяти могу найти номер, переночевать и дальше двинуться в путь», - делится чиновник.
Подобные, мало-мальски отвечающие европейским требованиям зоны только начинают появляться. Сейчас, по словам председателя правления госкомпании, 30 зон находятся в разной степени готовности. Вообще, по программе на дорогах «Автодора» таких многофункциональных зон будет больше 70 - в пределах каждых 50 километров.
Пока же людям негде остановиться, потому что в России нет такого понятия, как автотуризм. Часто отдохнуть от езды можно, лишь встав у обочины, что небезопасно. Поэтому-то водители большегрузов выстраиваются в ряды, чтобы друг друга охранять. А им-то мотели нужны как никому. Именно из-за нехватки зон отдыха в нашей стране происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий.
«Я каждое утро в восемь утра получаю сводки с наших дорог. И, к сожалению, транспортная ситуация на дорогах не улучшается. И попытка рассмотреть каждый случай через призму судьбы человека, она вообще мозг начинает рвать, и ты видишь, что все это происходит только потому, что людям негде было поспать. Люди не могли попасть на какую-то охраняемую стоянку. Поэтому человек сидит за рулем вот так вот и несется. В какой-то момент у него выключается все», - рассказал Кельбах. По его словам, люди стараются «два дня пролететь, три часа поспать». О какой безопасности можно говорить на дорогах, когда такого мнения придерживается каждый второй?