Джонатан Троппер, «Дальше живите сами» (2007)
Оригинальное название книги — This Is Where I Leave YouУмирает старый еврей… Звучит как начало анекдота, но эта книга действительно не раз даст вам повод посмеяться. И просто так, и сквозь слезы. И таки да — старый еврей на самом деле умер. И его последним желанием было, чтобы семья после его смерти отсидела семидневный траур. Шива — так называется эта церемония, когда в течение недели родственники умершего находятся под одной крышей, принимают гостей — соседей, друзей и прочих желающих выразить соболезнования. Гости приносят еду, угощаются, ведут беседы, ударяются в воспоминания — а вы слушаете, киваете, поддакиваете.
И все было ничего, только вот действующие лица этого произведения и исполнители последней отцовской воли слишком далеки от религии. И несмотря на то что они вроде как семья, с виду такая настоящая большая еврейская семья, слишком далеки они друг от друга. И в собственных жизнях у них, мягко скажем, все очень не очень.
«…Вот живёшь-живёшь, и тебе кажется, что впереди — целая вечность. А отец твой возьми да и умри. Ты думаешь, что у тебя счастливый брак, и тут выясняется, что твоя жена спит с твоим боссом. Ты думаешь, что твой брат — говно, и вдруг обнаруживаешь, что ты сам говно. Всё это, как минимум, довольно познавательно…»
Киновариант книги — комедия-драма «Дальше живите сами» (2014 г.) Режиссёр Шон Леви
Если вы в кризисе — это для вас. Если вы не в кризисе — это тоже для вас, потому что в кризисе вы все равно будете рано или поздно, если вы, конечно, нормальный человек.
Отзывы говорили противоречивое: одни утверждали, что написано легко и жизненно, другие настаивали на интимной пошлости. Да, это 18+. Ну, и мы с вами тоже вроде бы не дети. Кто-то даже сравнил эту книгу с фильмом «Знакомство с Факерами». Нет, это не Факеры. Это глубже и откровеннее.
«…- Ты пьян.
— А ты — скотина. Мы что, так и будем стоять и констатировать факты?..»
«Дальше живите сами» — это про семейные отношения, когда мужья-жены-дети-племянники-любовники-братья-родители и прочие близкие и не очень люди вдруг поневоле оказываются в одно время и в одном месте со своими скелетами, и эти скелеты вдруг выходят из-под контроля. В общем, это такой апокалипсис в отдельно взятой еврейской семье, которая несмотря на весь внешний бардак все равно остается таковой. Нужно просто уметь брать паузу. И смерть старого еврея — это шанс на понимание.
Маму большого семейства в фильме сыграла Джейн Фонда.
«…Иногда нужно просто волевое усилие — и вот оно, счастье. Нужно научиться ценить то, что есть в руках, а не в небе, научиться видеть в этом будущее, а главное — не сравнивать с тем, что потеряно безвозвратно. Да, так и надо жить, это мудро и правильно. Только так ни у кого не получается…»
Просто чем больше тебе лет, тем больше обнаруживается поводов предъявлять жизни претензии, и тем меньше остается на это времени. И религия тут вообще ни при чем.
«…Однажды, когда я уже достаточно подрос, чтобы задаваться вопросами веры, но был еще слишком мал и потому надеялся на внятные ответы, я шепотом спросил у папы во время праздничной молитвы:
— Ты веришь в Бога?
— В общем, нет, — ответил он. — Не верю.
— Тогда зачем мы сюда ходим?
Посасывая свою неизменную содовую таблеточку, отец приобнял меня — так что я оказался завернутым в пыльную шерстяную молельную накидку — и, пожав плечами, произнес:
— А вдруг я ошибаюсь?…»
«Дальше живите сами» — это знакомство с Фоксманами