Моей первой работой на фрилансе был заказ на маленький продающий текст. Впрочем, так я его называю уже с учетом сегодняшнего своего опыта, потому что в самом заказе фразы “продающий текст” не было. Заказчику – программисту, написавшему программку, позволявщую узнавать погоду в любой точке земного шара в данный момент, - нужен был текст-аннотация к ней примерно на полторы тысячи знаков.
Договорившись обо всем с заказчиком и побоявшись даже заикнуться о предоплате (ошибка, свойственная почти всем новичкам), я пошел в город по своим делам, по пути обдумывая решение задачи. Я ещё не знал даже термина “продающий текст”, но простая логика подсказывала, что аннотация к программе должна способствовать её лучшей продаже.
Характер текста был ясен – и я стал искать “фишку”, на которой можно было бы его построить – как каркас дома, который потом обшивается стенами и крышей. И опять-таки – я не знал ещё, что любой продающий текст строится на какой-нибудь идее, как кино – на сюжете, но интуитивно понимал суть того, что мне предстояло написать.
Тема погоды довольно быстро вызвала ассоциацию с фразой “тепло теперь в Париже?” из той сцены в “12-ти стульях”, где Остап знакомится с Ипполитом Матвеевичем. Идея продающего текста была готова, дальше было дело техники – журналистской, естественно. Придя домой, я быстро написал искомые полторы тысячи знаков. Начав текст со своей “фишки”, я ею же и “закольцевал” его в конце. Параллельно по “аське” у заказчика уточнялись некоторые технические детали программы.
В тот раз всё сложилось для меня более, чем благополучно. Моя аннотация действительно оказалась продающим текстом, благодаря которому программа стала очень хорошо распространяться (с заказчиком мы потом держали связь ещё некоторое время и даже сделали ещё один, уже более крупный, проект). Деньги в сумме 4,5 доллара я получил, а кроме того, получил ещё и положительный отзыв – тоже первый в своей копирайтерской карьере.
Впоследствии не все мои продающие тексты ждала такая же счастливая судьба. Несколько раз меня банально “кидали на деньги”, прежде чем у меня выработалась “привычка” работать только с предоплатой – но это та “корь”, которой приходится переболеть любому начинающему фрилансеру. Как правило, мои продающие тексты хорошо принимались заказчиками, но пару раз оказывалось, что “мы друг друга не поняли” – в этих случаях я возвращал деньги.
Всё это было уже страшно давно – шесть лет назад. В моем “дебете” тогда был только журналистский опыт, и я наивно полагал, что его вполне достаточно для того, чтобы писать продающие тексты, что журналистика и копирайтинг – “близнецы-братья”. С тех пор я много чего узнал о своей новой профессии. Я набрался “научной” терминологии, прочитал много статей, написанных гуру от копирайтинга о том, “как надо”, сам написал много продающих текстов... И вот вопрос, на который я не знаю ответа: лучше ли они чем та аннотация?