В погоне за чудесами

2010-06-11 17:57:30 3853

Моё представление об Индии до того, как я её посетила, было, наверное, банальным: экзотическая, контрастная, религиозная страна, хаотичные толпы босоногих людей, антисанитария, специфическая «постная» пища, коровы, законно разгуливающие повсюду, полный серебра самоочищающийся Ганг… А ещё то, что Индия – сердце мира и самая загадочная мистическая страна со своими высшими законами, где всё происходит не как запланировано, а как Бог даст, и то, что поездки в Индию становятся судьбоносными в том смысле, что люди по возвращению в разной степени, но становятся другими. Только не все возвращаются…

Всё абсолютно так и есть. Но гораздо ярче, глубже и волшебней. Много путешествую, причём, далеко не только по курортным зонам; практически ничему не удивляюсь. За последние пару лет просто мечтала об эмоциях, прям, таких, чтоб встрепенуться! …Конечно, дело ещё и в составе и миссии группы, частью которой мне посчастливилось стать, но эта моя мечта сбылась. Цепь совпадений и временами шокирующих событий, происходивших с нами за две недели пребывания в предгорье Гималаев, однозначно пошатнули мировоззрение, или, как принято говорить в Индии: расширили сознание )

Кумбхамела. Прибытие

Приурочена наша поездка была к событию, проходящему раз в 12 лет – религиозный фестиваль Маха Кумбхамела (Великая Ярмарка Кувшинов - прямой перевод), который длится в течение трёх месяцев и собирает более 40 миллионов паломников и святых. В этот раз фестиваль, кульминационным действием которого является массовое омовение в реке Ганг, проходил в Харидваре (в переводе «Божьи врата»), в предгорье Гималаев, откуда и берёт начало эта таинственная река. Специально для его проведения вдоль обоих берегов Ганга протяжённостью в 40 га были раскинуты палаточные городки и кэмпы, возведённые за несколько месяцев, чтоб разместить несчётное количество людей со всего света.

В аэропорту Дели съёмочную группу 1-ого канала, в которую волею звёзд вошли: режиссёр Евгений Жижикин, сценарист Юлия Ермолина, оператор Павел Волконский и журналист Денис Цвинтарный во главе с автором идеи и ведущим цикла передач «Мистические путешествия Сагалаева» – Эдуардом Михайловичем Сагалаевым, встречал зам.посла РФ в Индии Сергей Николаевич Кармалито.

Юлия Ермолина, Евгений Жижикин Эдуард Михайлович Сагалаев, Виктория
Инкелес,Сергей Николаевич Кармалито
Эдуард Михайлович - автор проекта Павел Волконский, Евгений Жижикин,
Юлия Ермолина, Денис Цвинтарный


Задачи каждого, входящего в состав, сводились к единой цели: снять интересное правдивое кино об Индии, отражающее всю глубину, колорит, духовность и мистичность страны. У меня же не было чётких функций, но в процессе я была удостоена звания менеджера по стрессовым ситуациям, причём, как по их решению, так и по созданию.

Основа сценария, который Юлия создавала, исходя из обстоятельств, заключалась в том, что молодой парень – скептик, но хочет поверить в чудо, приезжает в Индию, где встречает чудеса, и его мировоззрение меняется. А Эдуард Михайлович помогает ему увидеть и понять это чудо. Роль парня-скептика сыграл Денис Цвинтарный. В действительности, это была не игра, а реальность. Никто из группы не верил, но хотел увидеть глазами и прозреть. Примеры таких чудес были оговорены с руководством канала ещё на стадии утверждения проекта: человек в состоянии самадхи или нирваны (высшего блаженства), погружённый в воду и не дышащий 20 минут; левитация – отрыв от земли, парение в воздухе (устойчивое положение объекта в гравитационном поле без непосредственного контакта с другими объектами); садху, живущий 300 лет; человек, живущий на дереве, который ни разу с него не спускался…Только задуматься… В общем, таких чудес нужно было 10. Шансы, что мы их найдём, были очень высоки: миллионы садху в мистическом месте на берегу волшебной Ганги (у них она исключительно женского рода), ну, и встречающая сторона обещала содействия.

Вместе с нами на борту летело ещё человек 80 паломников из России и Украины, организованные Александром Шалыгиным, который из Москвы способствует паломнической коммуникации с Индией: прибытие в место назначения, размещение, полезные советы. Даже сайт создал по этому поводу: kumbhamela.ru

От Дели до Харидвара 225 км, но ввиду качества транспорта и дорог наша поездка заняла 7 часов. Кстати, в Индии разница в часовых поясах с Москвой в 2, 5 часа: откуда берётся эта половинка – не понятно.
У ворот кэмпа Пилота Баба Джи нас встретил человек в оранжевых одеждах – саньяси (монах, прошедший отречение от мирской жизни) с внешностью Христа, если не правая рука гуру Пилота Баба Джи, то его очень приближённый.

Ворота кэмпа Пилота Баба Джи Ранганатх Джи В центре правей: Пилот Баба Джи Приветственный ужин


Ранганатх – так его имя в индуизме, русский по национальности, в Индии 9 лет, в совершенстве владеющий хинди, английским, русским языками; высокообразованный, приятный в общении. По предварительной договорённости Эдуарда Сагалаева на Ранганатха возлагалась роль встречающего, везде сопровождающего, всё поясняющего и провожающего. Действительно: за две недели мы где-то сроднились с Ранганатхом и, безусловно, были тронуты его и Пилота Баба Джи гостеприимством.

Знакомство с жителями кэмпа Свадьба русских паломников Мужская хижина (на 10-15 человек) Общая столовая
Процесс изготовления статуй из глины Как живые... Александр Шалыгин с женой Викторией В ложе Пилота Баба Джи на ужине


Именно в этом кэмпе и предполагалось наше размещение. Паломников с нашего рейса разместили по соломенным хижинам с примерно одинаковыми условиями: туалет общий, душ из ведра за ширмой, матрасы из сена на земле, горячая вода в определённое время из котла. Нам предложили VIP апартаменты: панельный домик с обычными кроватями, пристроенным санузлом, где даже полы покрыты линолеумом и стены – обоями.

Наш домик в кэмпе Ждём известий о свободности в отелях В санузле VIP домика Так хорошо. Почему бы не остаться...


Безусловно, любой паломник внутренне готов к духовному подвигу и даже, наверное, мечтает о нём, поэтому такие условия, о которых Александр предупреждал всех новичков перед поездкой, воспринимаются с благодарностью и даже с радостью. Мы же прибыли с рабочей миссией, и, к тому же, располагали командировочными средствами на комфортабельное размещение, поэтому оперативно организовали перемещение в близлежащий отель.

Грузимся в отель Устали очень Но до отеля добрались Взбодрились )


Вечером того же дня за нами пришёл 7-миместный джип, любезно предоставленный Пилотом Баба Джи и Ранганатхом, чтобы отвезти нас в кэмп для ужина и знакомства. Да…Движение не просто правостороннее и экстремальное, они все едут "по встречке", причём лоб в лоб, разъезжаясь в миллиметрах. Так, что закрываешь глаза и ощущаешь воображаемый удар, а открываешь – и уже другой объект метит в лобовое, и опять мимо. Европейцу арендовать автомобиль без водителя там невозможно, для владельца это бы означало прощание со своим транспортом. Забегая вперёд, скажу, что ДТП происходят очень часто, время разборок – 1-2 минуты на повышенных тонах и продолжение движения, если физически это остаётся возможным. А в одно из наших возвращений из кэмпа, всё же наше лобовое стекло было пробито индусом в оранжевых одеждах…

Харидварские могучие женщины Съёмки уже полным ходом Одна рикша может вмещать до
25(!) индусов
Если б все ДТП регистрировались, то
статистика бы зашкаливала..


Ягия

…Прогуливаясь по территории кэмпа, где бурно шла подготовка к празднованию Кумбхамелы, практически на ходу из глины лепили и раскрашивали Божества, нам показали шатёр, в котором было 5 выложенных камнями ям в виде разных символов: треугольник, квадрат, ромб, звезда… и расположенных иксом с пересечением в центре.
Эдуард Михайлович рассказал, что здесь проходит Ягия, а из этих ям во время церемонии вырываются языки пламени, подогреваемые бросанием в костёр различных по цвету и содержанию ингредиентов: рис, травы, лепестки.

Накануне перед Ягией в пустом шатре Приготовление к началу ритуала Ягия полным ходом 80 % кэмпа - русские паломники


Ранганатх объясняет Ягию так: «Весь мир - это Ягия. Господь пожертвовал собой и создал этот мир. Он пожертвовал своей единственностью и нас стало миллионы. Солнце светит, греет всю Вселенную и даёт жизнь на этой земле – и это тоже Ягия. Ягия – это жертвоприношение. Церемония на костре – это ещё одно жертвоприношение с помощью ведических мантр – Боги радуются, всё меняется. На научном языке можно сказать, что происходит взаимодействие с тонкими энергиями этого мира, до которых ещё не дошла наука. С помощью вибраций от мантр, с помощью химических видоизменений в пространстве от огня и сгорающих в нём ингредиентов происходят изменения в окружающей среде на тонких уровнях, и это влияет на изменение грубого уровня человека, т.е., люди выздоравливают, становятся богаче (здоровье, богатство – это всё грубый уровень).
Но есть две вещи – ум и природа. Святые люди в прошлом были настолько умны, просты и реализованы, говорит Ранганатх, что они создали эту культуру, эту религию, основы которой – ум и законы природы. Разный цвет ингредиентов – совершенно не случаен: всё в церемонии способствует правильному расположению и настроению ума, которое позволяет работать с разными тонкими энергиями. К примеру, когда человек входит в церковь и смотрит на Распятие – это для ума, а когда он ставит свечку Иисусу – здесь уже начинают работать законы природы, т.к. эта свечка, поставленная именем Христа, влияет именно на те тонкие энергии, которые связаны с Иисусом Христом. Эту же свечку можно поставить и на помойке – и всё равно она будет работать. Но наш ум не будет работать на помойке, поэтому для правильного взаимодействия с тонким энергиями нужно пойти в церковь и поставить там свечку именем Христа; то есть Церковь – это конструкция для ума, а свечка – это инструмент для работы с законами природы. Так вот, ритуал Ягия сочетает в себе оба качества: в процессе создаётся правильный ум (настрой ума) и работают законы природы (инструменты): мантры, ингредиенты, сжигаемые в костре. Этот ритуал можно совершать где и когда угодно, энергии всё равно будут работать таким образом. Но, если ум не готов, то человек не примет эти изменения в окружающей среде на себя. Поэтому нужно сначала создать ум, а потом уже работать с природой. Неподготовленный человек, но с открытым сердцем, конечно же, также может правильным образом вступить во взаимодействие с тонкими энергиями, что влечёт изменение к лучшему и на духовном, и на физическом уровне, осуществление светлых желаний».

Приступим... Ранганатх Джи рассказывает о Ягии Присели спланировать На высокой горе Харидвара


…В общем, Ранганатх предложил нам принять Ягию, предупредив, что процесс займёт часов 6. В этот день Ягия была посвящена отречению, то есть, нужно было целенаправленно просить Бога об избавлении от чего-то злого или ненужного. Эдуард Михайлович, будучи очень осведомлённым и чуть ли уже не родным для Индии человеком, осознано, в отличие от меня, подошёл к участию в ритуале. Я, жаждущая новых ощущений и каких-то открытий, не задумываясь, согласилась. На Юлин вопрос, от чего бы я хотела отречься, подумала – «от гордыни», но сказала – «от курения» – что действительно на физическом уровне для меня является какой-то уже неразрешимой проблемой: иглоукалывания, пластыри, жвачки, книги, волевые решения – не помогают.

Перед входом в шатёр, Юля как автор сценария взяла у меня короткое интервью на тему «моего отречения от курения», Эдуард Михайлович забрал мои сигареты, сказав «ты больше не куришь», и меня проводили взглядами «мы в тебя верим» на Ягию. Такого груза ответственности за всю мою историю бросания курения у меня ещё не было… Эдуарда Михайловича как почётного гостя пригласили к центральному костру, ну, и меня вместе с ним, там, где восседал Пилот Баба Джи. Все разместились вокруг ям очень плотно в позе йога. Вообще, можно, хоть лежать – главное, чтоб удобно и не мешать другим. Мантры читались на хинди, Ранганатх переводил на русский, т.к. в этом кэмпе процентов 80 было русскоязычных. Мне сказали сосредоточиться на своём желании и повторять за всеми движения и мантры. Поначалу аккуратно наблюдая, потом вливаясь в атмосферу, меня вдруг как пронзило внезапным сильным ощущением: вот она – Индия! Эйфория, наверное. Особенно это чувство обострялось, когда резко и высоко из ямы вырывались языки пламени, и обдавало жаром. Всё это сопровождалось массовым и синхронным бросанием ингредиентов в костёр под общий гул мантр. У людей были красные лица, из глаз лились слёзы то ли от сильного жара, то ли от взаимодействия с тонкими энергиями (наверное, всё вместе), и они почему-то улыбались. Не могу сказать, что, даже при всей глубине ощущений, моё сердце таки открылось, но в моменты, когда было похоже на то, оно, сердце, автоматически обращалось к православным молитвам. При всём уважении к этому ритуалу и религии, признаюсь – для меня это было, скорее, очень увлекательное приключение и интересный опыт. Как потом выяснилось, я слишком легкомысленно отнеслась к этой процедуре.

Александр и Вика Шалыгины Скоро начнётся. Ещё не знаю что... Эдуард Михайлович на почётном месте Пилот Баба Джи пришёл. Начинается...


Кстати, позже в Институте Божественной Культуры, где также изучается влияние Ягии, мантр, йоги на состояние здоровья человека и окружающую среду, нам рассказали об исследованиях, которые проводятся более 40-ка лет: к примеру, как до и после Ягии кардинальным образом в лучшую сторону меняются анализы человека, больного раком.

Планирование

Говорят, в Индии карма работает значительно быстрей. И ещё, что планирование там – бессмысленно. Что всё происходит ровно по карме. Эдуард Михайлович, у которого давно свои договорённости с Индией – что-то в роде «мировой», тоже предупреждал об этом всю группу перед поездкой. Его комментарии на всё происходящее с нами, и плохое, и хорошее, были до блаженства спокойными: это Индия, сынок… Вообще, было довольно удивительно не только для меня, но и для всей группы ощущать полный комфорт и теплоту от общения с таким авторитетным и известным человеком. Эдуард Михайлович наравне со всеми проводил время и проявлял ко всем только доброжелательность и великодушие. Как только он появлялся в кэмпе, его окружали русскоговорящие паломники; он раздавал автографы, фотографировался с ними, отвечал на вопросы по предыдущему фильму «Индия» из цикла «Мистические путешествия» и по текущему проекту. Русские саньяси рассказывали о том, как много значил для них фильм «Индия» и как он изменил к лучшему их жизни.

Во время интервью Интервью на горячем берегу Ганги Перерыв. Дубль 3 За завтаком в отеле


Тем не менее, полностью полагаться на волю Божию не могли, так как приехали «на задание». И каждый вечер у съёмочной группы, конечно же, заканчивался планированием чёткой программы следующего дня, которую так и ни разу не удалось осуществить в соответствии с планом по причине форс-мажоров или неожиданно свалившегося интересного «материала».

Планирование в Индии бесполезно... Что у нас на повестке дня? Что за ерунда?
Опять все планы рушатся...
Это Индия, сынок... )


Единственный раз за две недели у нас, вроде бы, получилось реализовать план, то есть, найти, договориться и отснять всё, что было задумано накануне. Признаться, мысль пронеслась, мол, вот, а говорят, планирование не работает… Паша с Женей ставили галочку в предпоследнем пункте повестки дня, снимая концерт в кэмпе: пели известные индийские исполнители, и на сцене восседали, периодически засыпая, Пилот Баба Джи и вице-президент Непала, прибывший с визитом погостить.

Вдруг (правда – вдруг) в домик, где мы с Юлей и Денисом ждали окончания концерта, забегает босоногий Павел и, крепко выругавшись, поясняет – у него больше нет обуви. Надо сказать пару слов о Паше Волконском, операторе группы: без преувеличения профессионал с большой буквы, физически сверхъестественно силён: практически жонглирует оборудованием весом под 50 кг, носит его на себе по горам, морям и преодолевает любые препятствия ради качественных съёмок или красивой картинки. Кроме всего, очень добрый, заботливый, такой – эрудированный весельчак, душа компании. При всём этом, очень брезгливый. Но, тем не менее, на съёмках разувался, и этот факт его очень беспокоил. В общем, мы все пожелали, чтоб мокасины были в радость новому обладателю и стали заматывать Пашины ноги полиэтиленом.


Павел Волконский в работе

Немного не дождавшись нашего водителя, мы взяли другого. Впереди вырисовывался вкусный ужин и «неплохой» вечер в целом. В отеле нас ожидал утомлённый после многочисленных интервью Эдуард Михайлович. По пути мы намеревались отыскать один специфичный магазин – последний пунктик в нашем дневном плане. Ночной Харидвар, огни, вереницы людей…

До сих пор помню лицо этого человека – индус в оранжевых одеждах с горящими, добрыми глазами с обочины выступает на дорогу… Удар. Несчастного отбрасывает на мостовую, разбитое в паутину продавленное внутрь лобовое стекло в крови, часть осколков на Денисе, который сидел впереди ровно в месте столкновения, резкое торможение, все какое-то время в оцепенении, я и Юля в ауте. Потом Пашино (у которого большой опыт работы в горячих точках) резкое «быстро выходим».

Мы сбили садху. Последствия могли быть самыми разными – реакция толпы непредсказуема. Только тогда я ничего не понимала. Меня и Юлю буквально подхватили, и мы оказались на обочине. Водитель на руках занёс окровавленного садху в пустой салон, и когда мы увидели, что он зашевелился – чувству благодарности небесам не было предела… Мой взгляд упал на разбросанные по дороге тапки и чётки, по которым уже намеревались пролететь, не останавливаясь, машины. Бегая, поднимая их, я опять была убрана с дороги, но вещи успели закинуть в машину, после чего водитель резко стартанул в госпиталь. Тут же движение машин и людей вошло в обычный ритм, и кроме крови на асфальте, ничего не говорило о произошедшем.

Всё это с момента аварии длилось не более пары минут. Ещё столько же мы молча постояли на мосту, созерцая ночной Харидвар, мужская половина разобрала оборудование, босоногий Паша закинул на себя 50-тикиллограмовое оборудование, и пошли в сторону отеля пешком.

Васундра или Людмила - русская паломница, периодически живёт в Индии; очень заботливая и гостеприимная - нам сказала, что этим происшествием мы все разрешили какую-то очень серьёзную карму для себя.

Дикша

На третий день после Ягии в кэмпе я случайно отбилась от коллектива и пошла наблюдать окрестности. Я не курила уже 2 дня. Давалось не легко. Иногда просто скручивало руки, и начинала кружиться голова от того, как сильно я хотела это сделать. В такие моменты думаешь, зачем терпеть, если завтра будет также, и это состояние хотения никуда не денется. Но, выстояв эти пиковые моменты, как-то странно «отпускает», и об этом уже не думаешь.
Так вот, сидя на берегу Ганги, слушая поочерёдно то пение кришнаитов, доносившееся с соседнего кэмпа, то свою музыку в наушниках, мне стало так хорошо, я расслабилась и, решив, что лучше сознательно себе вредить, доставляя тем самым мнимое удовольствие, чем так мучиться, я закурила. Как выкурила сигарету, тут же нахлынуло чувство потери, сожаления о том, что теперь уж точно не брошу. «Ну, не смогла», - подумала я. Подошёл знакомый монах, саньяси из кэмпа и попробовал меня отвлечь от терзающих мыслей светлыми разговорами.

В этот же момент выплыли или поднялись по крутому побережному склону две женщины. Любовь и Людмила – русские православные паломницы, в Индии 9-ый раз, приехали на Кумбха Мелу с благословления своего духовного отца. Спросили, почему я до сих пор не окунулась в Ганге. На все мои отговорки (нет порео, крутой склон, боюсь холодной воды, острых камней, сильного течения и т.д.), они взяли меня под руки, спустили с горы, переодели в своё порео, провели в воду и показали обряд.

Как только вышли на берег после омовения, Любовь неожиданно для меня задала вопрос: «Куришь?». После моего виноватого кивка усадила на камень и, сказав, «закрой глаза и проси Бога, чтоб помог бросить», начала руками что-то делать над моей головой – это называется «вливать» дикшу или давать энергию на определённую установку. Я, закрыв глаза, думала о том, что происходит. Откуда они взялись, откуда знают, как такое может быть и т.д. Случайное совпадение?.. Разговорились; выяснилось, что Любовь преподаёт в Московском ВУЗе, нескольким своим студентам помогла таким образом бросить курить. Людмила – инженер на московском секретном предприятии. Обе – верующие христианки, но не хотят ограничиваться строгими рамками православия, поэтому приезжают в Индию за просветлением, новыми ощущениями и открытиями. Вообще, очень светлые женщины. И я снова была полна решимости не курить.

По возвращению с Ганги в кэмп я застала такую ситуацию: приятный дяденька, целитель Сергей из Екатеринбурга (диплом даже показывал) предлагал влить дикшу нашей группе с установкой на любовь. Павел и Евгений отказались. Евгений Жижикин, режиссёр по проекту, вообще как-то аккуратно от всего ему до конца неведомого, не задумываясь, уходил в сторону.

Денис по должности и по миссии, как герой фильма, был открыт к экспериментам, но было решено этот процесс заснять на камеру и позже, в красивом месте. Сергей вызывал доверие ещё и потому, что вливал дикшу и делал массаж Эдуарду Михайловичу. И здесь и сейчас на «открытие чакр любви», скорее, из любопытства, согласилась Юля. Юлия, надо сказать, ценитель комфорта, надёжности и спокойствия, не любитель острых ощущений и риска, при всей своей видимой мягкости и пушистости очень строга и требовательна в работе.

На заднем плане два Юрия из Киева Съёмки полным ходом Поиск консенсуса Перед началом очередного интервью
Планирование по дороге в Ришекеш Съёмка русских поломников в кэмпе В верховьях Ганги Пробуем медитировать


Не желая во время открытия чакр любви находится в домике наедине с целителем, Юля попросила меня о сопровождении. Хоть, я и сидела в отдалении, разбираясь со своим телефоном, Сергей подошёл и по умолчанию влил в меня дикшу вторую за день. Через полчаса у меня начался сильный озноб, всё тело покрылось красными волдырями. Казалось, что сгорю, но температура не зафиксирована, так как единственный с трудом найденный градусник при открытии футляра вылился на кровать вместе с ртутью и осколками. Ранганатх посоветовал нам не вызывать врача, а мне потерпеть и обойтись без жаропонижающих и «антиаллергенных», объяснив, что это возможная реакция после Ягии. Эдуард Михайлович тоже полагал, что всё обойдётся без лекарств. К обеду следующего дня я проснулась совершенно здоровой даже без намёков на вчерашнее состояние. Что это было: аллергия / акклиматизация (не страдаю / ранее не замечалось; но всё бывает впервые), последствие взаимодействия с неизвестными мне энергиями – в общем, кому как нравится… В кэмпе предположили, что у меня был передоз энергии.
А, вот, на Юлию подействовала или дикша или само пребывание в волшебной стране, но произошли такие перемены... Одним словом, уже к середине путешествия я увидела в Юли само совершенство милой и заботливой девушки.


С Денисом проделали то же самое, то есть, влили дикшу "на любовь", только на берегу Ганги.

Приготовление ума перед дикшей Вливание мантры на
"открытие чакр любви"
Павел убегает, чтоб не попасть под дым Закрепление результата


Тоже, как говорится, результат на лицо)

Ну, чего ты боишься... Иди сюда На, скорее... Ух ты ж какая... Харидварцы любят фотографироваться
Какой волшебный цветок... Так, вон оно как бывает... Ну, здорово, брат! В мечтах
После медитации Зафиксируем впечатления В Ришекеше По дороге наверх в Гималаи


Парад

К многомиллионному шествию мы готовились заранее: изучали маршруты движения колонн, выбирали высокие точки на местности для правильной съёмки, шили на заказ праздничные белые одежды. Всё движение уже было перекрыто, поэтому накануне Паша в 5 утра несколько километров прошёл пешком, чтобы занять операторское место на общей панорамной площадке для телевидения, прикрепив штатив цепью с замком. Всем было забавно, а Паше немного грустно, кога они с Юлей, вернувшись на то же место через пару часов уже для съёмки, обнаружили штатив, лежащий в другом месте с аккуратно сложенной цепью и замком сверху.

Ищем подход к местным властям В поисках самых высоких точек на
местности для съёмки парада
Договариваемся о съёмке
с крыши здания
Вышка для медиа с видом на
главную набережную
В рикше Основное для подготовки позади Втроём - не предел. Лучший транспорт
для предпраздничных пробок
Выясняем маршруты движения колон


По плану Евгений должен был снимать колонну Гуру Баба Джи, в начале которой шёл и Эдуард Михайлович, а Денис – внутри колоны, периодически передавая камеру мне, чтоб я снимала Дениса крупным планом. Но когда мы утром, а Паша по второму разу, дошли пешком до кемпа, чтоб присоединиться к нашему движению, уже тогда я подумала, что умру, прям, во время шествия. Эдуард же Михайлович поступил, как всегда, мудро, оставшись на ночь перед парадом в лагере, и морально, и физически, подготовившись к этому событию. Начало было очень бодрым и весёлым. Чем-то напоминало первомайскую демонстрацию. Счастливые лица, все в праздничных национальных костюмах, транспаранты и перетяжки, выкрикивание лозунгов, пение.
При выходе из кэмпа мы попадали в плотный поток движения других колонн. Конечно, все старались держаться друг друга и нашего строя.

"Наши" Юрий. Очень хороший человек из Киева


Всё началось при крутом подъёме на мост: узкая каменная лестница без ограждений и поручней физически не могла вместить такое количество людей, тем более встречных потоков. Индусы, простые Харидварцы, зачем-то пытались прорваться не в направление к параду, а вниз. Какая их понесла в этот день из дома… Кто-то из них падал, кто-то, напротив, карабкался на мост по крутому земляному склону рядом с лестницей, хватаясь за травы, камни, друг за дуга. Скатывались вниз и без раздумья снова лезли в гору. Надеюсь, обошлось без жертв. Из всей Индии на парад было привлечено более 5 тысяч полицейских.

Жительница Харидвара пытается
пробиться домой
A rapid reaction force - по нашему
Омон (справа)
Наги Бабы - в переводе "голые отцы" Многозначительный жест
Представители разных
религиозных движений
Обычная в Индии история На коне оно удобней... А вот и Эдуард Михайлович,
и "наши" из кэмпа


Евгений с Денисом каким-то волшебным образом всегда оказывались впереди, висящими на столбах или иных конструкциях, чтоб запечатлеть всё на камеру. Наша колонна с песнями шла уже по мосту, временами ускоряя шаг до бега, и резко остановилась. Зрелище такое: толпа на толпу, тьма кричащих и свистящих полицейских, простые горожане с кувшинами и сумками на головах, держащие друг дуга за руки и за одежды, чтоб не потеряться…

Чтоб не быть затоптанной, я старалась влиться в движение, но толпой меня вынесло опять на мост, и, конечно же, я потерялась. Когда основной поток схлынул, забилась на мосту в неглубокую выемку для теплотрассы, потом забралась на ограждение, откуда меня безуспешно пытались согнать полицейские. Двое пожилых индусов, наблюдая за мной, подошли и зачем-то дотронулись до пальцев моих ног. Скоро выстроилась очередь из местных жителей, желающих со мной сфотографироваться. Просидев так около двух часов, нужно было, всё-таки, куда-то двигаться. Я знала только приблизительное расположение кэмпа. Шла наугад, еле пробиваясь сквозь толпы людей и ограждения полицейских. Жара, жажда, усталость – казалось, и не найду, и не дойду.

На мосту с местными жителями Центральная набережная Харки Пори "Неофициальное" омовение


В итоге меня занесло в палаточный городок с местными жителями. Когда-то я видела эти же лица по BBC – в репортаже речь шла об умирающих с голода и от нищеты, о глубоко несчастных индийских людях. Так вот, я увидела эту картину теперь немного с другой стороны: пусть, при полной антисанитарии – за то у них крепкий иммунитет, пусть спят они «семеро по лавкам» – за то им очень весело; и они щедрые и заботливые, пусть не объедаются до сыта – за то не страдают ожирением, чревоугодием и другими недугами… В общем, я увидела добрых, чистых, гостеприимных и, главное, счастливых людей, которые, кстати, чудесным образом ладили с моим фотоаппаратом )

Завидев фотокамеру,
разом заскромничали
Палаточный городок аборигенов Крышует... :))
Никакая помойка не
помешает главному)
Приглашают в гости Детки-кокетки
От чая таки отказалась...


И с этим волшебным ощущением, что теперь-то уж точно все на земле просто обязаны быть счастливыми (может, оно, конечно, и солнце напекло), я узнала среди других похожих конструкций ворота «нашего» кэмпа и стала, видимо, совсем-таки счастливой. Кэмп был совершенно пуст, наш домик с оборудованием закрыт; я упала спать прям на паласы рядом с Будда холлом с то ли спящими, то ли медитирующими женщинами. А проснулась рядом с нашим водителем... Поела в общей столовой, окунулась в Ганге, благодаря Юрию с Украины, и стала дожидаться группу. Несколько слов про Юрия, фамилию которого я так и не запомнила: раз 10 был в Индии, из каждой поездки черпает знания и вдохновение. Уже несколько лет, как организовал аюрведический центр и фитнес/йога клуб в Киеве. Теперь занимается строительством элитного городка в горах Крыма; говорит, что если катастрофа всё-таки случится в 2012 или вроде того, то по данным сейсмологов, как раз эти горы останутся непоколебимы.

Плакаты нашего кэмпа Медитирующие или спящие женщины Наш водитель Общая стловая
Юрий из Киева. После омовения в Ганге На мосту была засада ) На всех не всегда хватает... Александр из Екатеринбурга


Потихоньку с парада стали возвращаться люди: кто-то был уставшим, кто-то измождённым, кто-то вообще еле дышал, но сам процесс омовения оправдал ожидания и страдания каждого. Эдуард Михайлович ещё какое-то время ни с кем не общался и приходил в себя. К вечеру его энергетическому заряду и уровню физической подготовки удивлялась вся группа.

На мой вопрос, почему бы не спуститься к берегу прям здесь, без десятикилометрового изнуряющего шествия по жаре и не окунуться по всем правилам, Ранганатх пояснил, что это священный обряд, как в православии «Крестный ход», и в процессе торжественного шествия до центральной набережной – Харки Пори у людей создаётся правильное настроение для совершения омовения. Иначе не будет никакой разницы между ежедневным купанием и этим священным омовением.


В гостях у Байк Бабы

Чтоб добыть больше материала, было решено разделиться и продолжить поиски чудес или просто интересных явлений двумя группами. Передвигаться на машине было невозможно даже физически. Нашей с Евгением, режиссёром по проекту, задачей было пробраться по Харидвару сквозь толпы людей в Акхару – центральное место, где собираются духовные люди. Или, как говорит Ранганатх, Акхара – это профсоюз духовных людей. Мы знали приблизительную дорогу, но, учитывая, что город был перекрыт и многие выходы и входы были закрыты, мы сбились с пути. Окончательно заблудившись, решили не терять времени, а довериться обстоятельствам, как учил Ранганатх. И стали снимать бесконечные плотные пёстрые потоки самых разнообразных людей: зажигающих танцующих кришнаитов, мирно и, казалось бы, целеустремлённо куда-то идущих садху, колоритные лица местных жителей, да, всё подряд. Евгений самоотверженно забирался на самые высокие точки для лучшего обзора. О режиссёре проекта: скромный, умный, спокойный, решительный; курит трубку)


В очередной раз уже в городе Евгению полицейские с трудом, но позволили забраться на какую-то высокую конструкцию. В этот момент раздались сигналы, и я заметила, что среди столпотворения пыталась проехать машина Байк Бабы – это единственный садху, которому было разрешено передвижение по городу в эти дни на колёсах. Несколько лет назад компания Хонда подарила ему мотоцикл, на котором он пересёк пол мира, за что и получил своё имя. ВВС снимала про него отдельный фильм. В общем, легендарная личность, которому мы днём ранее уже были представлены Ранганатхом. Байк Баба – очень необычный садху, этакий хиппи. Он очень добрый, его все любят. У него, также как и у других Гуру, много последователей. Его открытый разрисованный красный джип был полностью загружен и увешан учениками – человек 15 – люди стояли на подножках, висели на поручнях – и эта махина ещё пыталась пробраться, медленно двигаясь, сквозь непробиваемые толпы. Прохожие старались дотронуться до его большого пальца ноги – так получают благословление. Ученики с машины вежливо всех отодвигали и просили разойтись. Я начала пробираться к машине с криками: Bike Baba, Channel One, Russia, Ranganath… Он меня заметил, пригласительным жестом махнул рукой, что-то сказал на хинди европейцам с дредами, они на английском предложили к ним присоединиться и стали освобождать место, сдвигаясь ещё плотнее. Женя, наблюдая эту картину, в несколько прыжков преодолел приличное расстояние, и мы уже ехали в какой-то сетке, прикрепленной к заднему бамперу, как кенгурята, в гости к Байк Бабе.

Байк Баба Справа от Байк Бабы - летающий человек) В гостях у Байк Бабы В центре - маленькая девочка


Как же мы удивились, когда «наша» машина заехала на территорию той Акхары, которую искали весь день…

Палатки, шатры, дым отовсюду, Наги Бабы, обсыпанные пеплом…

Все достаточно приветливы При входе в Акхару Над тлеющим костром Члены Акхары
Медитация в дыму Так и живут... Француз и итальянец готовятся в саньяси Байк Баба любезно подвёз нас до дороги


Нага Баба – это значит голый отец. Это – аскет, солдат религии. Это означает, что у него ничего нет. Кроме пепла. Что он ничего не держит для себя, что он принимает только то, что даёт ему Господь, – рассказывает Ранганатх. – Наги Бабы поклоняются Шиве, т.к. Шива считается верховным всевышнем Богом, который может разорвать этот порочный круг мирской суеты – цикл сансары, как называют буддисты, или колесо сансары, как неправильно переводят буддийские трактаты… Это, на самом деле, не колесо сансары, а замкнутый круг сансары – умер, родился, снова родился, снова умер. Или: сначала счастье, потом несчастье. Если не будет несчастья, то вы не поймёте, что уже счастье началось… Ведь, счастье – это, когда становится легче после несчастья. А несчастье – это, когда становится хуже после счастья. Одно без другого не может существовать в этом смертном мире. В этом и есть проблема. Вы никогда не можете быть счастливым в этом мире, вы обязательно половину жизни должны испытывать несчастье. Это называется законом природы, законом кармы. И эти законы заставляют нас находится в этом непрекращающемся цикле рождения и смерти, счастья и несчастья, радости и печали. А мудрые люди понимают, что это неестественное состояние нашей души, что истинная природа нашей души находится в состоянии счастья. Чтоб достичь этого постоянного состояния счастья, нужно вырваться из порочного цикла сансары. То есть, сансара – это этот мир человеческих взаимоотношений, физических законов природы, всё это воплощение Господа, там, где мы живём. Пилот Баба Джи – тоже Нага Баба, поэтому он любит надевать просторные одежды. Но это не значит, что он должен быть голым постоянно. То есть, Нага Баба – это человек, который отдал Господу всё и положился полностью на Господа. У него нет ни работы, ни семьи, ни друзей, ни врагов. У него есть только Гуру-люди и Гуру-братья – так рассказывает Ранганатх Джи.
В общем, пофотографировали, поснимали, посидели в гостях в большом шатре, попили чай-кофе, пообщались. Симпатичные европейцы, два француза и итальянец, рассказали свои истории; они тоже готовятся стать саньяси. Покурили «трубку мира». Как добрались обратно до кемпа – плохо помню)

Ещё одна Акхара

В один из дней Ранганатх и Эдуард Михайлович организовали нам знакомство сразу с несколькими интересными святыми местами и церемониями. Куда проходить на территорию простым смертным, тем более женщинам, не положено. Иногда с большим трудом получали одобрение на съёмку.

Сначала мы побывали ещё в одной Акхаре. Можно было наблюдать интересные действа около каждого шатра: изгибающиеся йоги в позах, непосильных даже самым выдающимся гимнастам; аскеты, протыкающие себе разные места тела; известные гуру – тоже Наги Бабы. Нас приглашали в гости, угощали местным кофе. Эдуард Михайлович у некоторых брал интервью. Впечатлил Амар Бхарти, который держит руку поднятой 32 года. Он просто отдал эту руку Господу. Перестал обращать внимание на счастье для своего тела и ума, но посвятил себя только познанию Господа, - поясняет Эдуард Михайлович.

Режиссёр в работе Так я и не поняла, зачем он это делает...
Амар Бхарти поднял руку 32 года назад Вот так


Баньян – мировое дерево желаний

После приехали к огромному дереву Баньяну, которое, будучи по поверью святым, ещё и расположено на священной территории храма. Сразу перед входом стоит монумент, где Шива держит на руках свою жену Сати, которая сожгла себя в знак своей преданности мужу.
К дереву стремилась вереница людей, чтоб на свисающих «сталактитах» завязать верёвочку во имя исполнения своего заветного и светлого желания.

Шива держит на руках свою жену Сати Режиссёр с оператором в идиллии Денис думает над желанием Узелок по-крепче


На вопрос, как это работает, Ранганатх дал следующие пояснения: «Наша душа – это искорка Божия, часть Бога. А Бог – неделим. В этой маленькой части Божией находятся все силы Божеские. А весь этот мир создан именно Богом. Соответственно, внутри нашей души заложена возможность создания и разрушения этого мира. Мало того, наша душа каждое мгновение создаёт и разрушает этот мир. Что значит перемена мира – смерть старого состояния и рождение нового. Вот, наша душа и занимается созданием этого мира через ум. Если ум хорошо настроен, то тогда этот мир – хороший, если ум плохо настроен – то мир плохой. Причина хорошей или плохой жизни находится только внутри нашего ума, больше ни в чём: ни в нашей бедности, ни в болезнях, ни в богатствах…, а только в нашем настрое. К примеру, есть миллионы богатых людей, но они очень жадные, и такое ощущение, что у них нет денег. Они не богатые, у них просто много денег, но они всё равно бедные. А есть люди, у которых есть только сто рупий в кармане, и в любой момент этот человек может выложить эти деньги, чтоб помочь нуждающемуся. И он не волнуется, что у него больше не будет этих сто рупий. Будет. Когда понадобится – придут деньги. И этого человека можно назвать богатым. То есть, если ум настроен правильно, то всё правильно и наоборот. А как научиться создавать правильный ум – это большая наука. И одним из способов – завязывание верёвочек с намерением исполнения светлого желания. Для этого создаются специальные места, которые и изначально были непростыми, но, благодаря тому, что к ним ещё и относятся специальным образом, то эти места становятся ещё более специальными или святыми. Так же как церковь – если в неё ходит много народу молиться, то она становится намоленной. Она и сначала была церковью, то есть не простым местом, но её ещё люди намолили и усилили влияние этой церкви».

Теперь ещё раз нужно подумать о самом светлом своём желании Аналогичное исполнение ритуала Это уже другое дерево, на которое нам с Юлией разрешили забраться


Санскара

Благодаря Ранганатху, нам посчастливилось заснять Санскару, то, что в Христианстве называется постригом в монахи. Тот, кто решил отречься от мирской жизни и посвятить себя только служению Богу, сначала подготавливает свой ум, настрой ума. Они долго живут рядом с Гуру, делают Севу (служение) и уже с благословления своего Гуру, как сдавшие экзамен, проходят церемонию пострига в саньяси. Редко, но бывает так, что саньяси возвращается к мирской жизни и даже заводит семью. Но, как правило, жить в миру он уже не может и становится потерянным для обоих миров. Пока после долгих поисков и духовных скитаний не находит, всё же, своё пристанище.

Символика

Принадлежность к вере у индусов читается по нанесённым знакам на лбу. Отличий много, но, если коротко, то те, кто поклоняется Шиве Джи, наносят полоски горизонтально, те, кто Вишну Джи – вертикально. Но никто не обращает внимание на эти расхождения, так как все в Индии знают, что Господь един. Вот так красиво Ранганатх раскрывает вопрос совместимости миллиона Богов и единства веры: «Самая главная замечательная вещь в Индии – люди поклоняются Всевышнему непроявленному, у которого нет не имени, ни формы. Но потом Всевышний проявляется разными способами: иногда он принимает форму Шивы Джи, иногда – Вишну Джи, иногда – Будды, иногда он принимает форму Иисуса Христа, иногда – Магомета, иногда – форму святого человека. Всевышний создаёт всё. И любовь, и ненависть тоже придумана Всевышним. Но самое чистое и верхнее состояние Всевышнего – это состояние непроявленного Божественного бытия. И оно находится параллельно вместе с проявленным. Это так же, как и в молоке находится масло, его не видно, но оно там есть. И мы можем вытащить это масло из молока. И тогда это будет чистое масло. И это чистое масло – это наша душа. Существует тысяча разных способов, как сделать из молока масло. У кого-то молоко коровье, у кого-то – козье, кто-то любит петь и плясать, кто-то любит сидеть и молчать. Тот, кто любит петь и плясать – они выбирают Шари Кришну, потому что Шари Кришна учил петь и плясать. А кто любит сидеть и молчать – выбирают Глотан Будду. Потому что Глотан Будда учил не плясать, а сидеть и молчать: он сидел и молчал и реализовал это масло возле себя, вспахал или взбил свою природу, отделил от неё всю гадость и, в конце концов, осталась только Божественная сущность. Эти люди ищут одно: масло внутри себя, они ищут эту душу, Бога внутри себя. Но они идут разными путями: кто-то пляшет и танцует, кто-то медитирует, кто-то служит Гуру 24 часа в сутки, кто-то служит людям: кормит по 10 тысяч человек в день. Истинная природа – это счастье. А несчастье – всего лишь придумано нашим умом. Ум – это инструмент. Чтоб понять это, чтоб научиться отделять себя от ума, чтоб научиться жить в своей Божественной душе, нужно проходить много разных духовных практик. В зависимости от этих практик, человек начинает выглядеть по-другому, думать по-другому, говорить по-другому. Но цель одна – познать Господа. Так вот, счастье в Индии в том, что человек, который любит петь и плясать, никогда не ругает и не осуждает человека, который любит сидеть и молчать. А медитирующие люди никогда не обзывают дураками кришнаитов, которые пляшут и поют. Все понимают, что у каждого свой характер, свои способности и предпочтения. И, благодаря этому, каждый выбирает свой путь к Господу. В Индии 333 миллиона воплощений Бога. Но Господь один, так же, как гора Эверест – верхушка одна, но путей добраться до этой верхушки – миллионы. Сколько душ, столько и путей».


Вообще, символика в Индии имеет большое значение. К примеру, линии свастики так расположены, что волшебным образом влияют на тонкие миры, в результате чего благополучие увеличивается, дела совершаются легче. Поэтому фашисты использовали этот знак, чтобы победить, завоевать весь мир, рассказывает Ранганатх Джи. Вообще, его слушать одно удовольствие...


Прощание с Харидваром

Уезжали из Харидвара на поезде. Каждый думал о том, что обязательно приедет ещё. И об этом странном возникшем ощущении любви ко всем и к каждому... Проважало нас много человек. Даже управляющий менеджер нашего отеля Горав, который, отказавшись от какого-либо вознаграждения, возил нас по городу на своём мотоцикле и содействовал разрешению разных вопросов, чуть не пролил скупую слезу.

Наш друг и помощник, управляющий отеля С грустью прощаемся с Харидваром Обязательно вернусь! Тоже проникся!


В Дели нас встретил Сергей Николаевич и отвёз в посольство к послу РФ в Индии Александру Михайловичу Кадакину, где мы и провели оставшиеся в Индии сутки. Не думала, что послы такие милые и гостеприимные ). После интервью Александр Михайлович попросил общее фото на память. Ну, и у нас оставался ещё целый вечер, чтоб погулять по огромной и красивой территории посольства с ручными павлинами и, наконец, впервые за время поездки отдохнуть.


...По окончанию фестиваля все палатки, кэмпы, городки будут демонтированы, а садху разъедутся.
Очень многие садху и гуру не имеют постоянного места жительства; больше трёх дней не живут на одном месте. К примеру, у Пилота Баба Джи есть 20 ашрамов, но до сегодняшнего дня он больше четырёх дней не жил ни в одном месте, будь то Америка или Индия, или Россия. Он может провести в России 25 дней, но больше пяти дней нигде не задержится.
Ранганатх Джи старается держаться одного места – уже 9 лет живёт в горах. На мой вопрос, счастлив ли он, ответ был такой: «Я не хочу счастья. Я хочу истины. Здесь говорят, истинное счастье только после того, как познаешь истину. Я не хочу платить несчастьем за то счастье, которое испытываю. Мне хочется вырваться из этого замкнутого цикла сансары. Я не хочу счастья. Я хочу Блаженства».

P.S.
Все чудеса, увиденные в Индии, осветить не имею ни этического, ни юридического права. Полная версия будет в 50-ти минутном документальном фильме. Кроме того, очень много было интересного и волшебного, просто, прошедшего мимо меня. Курить я не бросила. Видимо, в силу своего характера. Поэтому этот эпизод с бросанием курения решено было убрать из фильма. Но волшебство было в другом. Ни в летающих и недышыщих садху. А во всём, что окружало и что происходило. Это уже и сумел раскрыть и объяснить в своём фильме Эдуард Михайлович с помощью верных помощников и высококлассных профессионалов - съёмочой группы 1-ого канала. Фильм выйдет в конце декабря 2010 г./ в начале января 2011 года.

Ссылки по теме: заметка об Индии в блоге Евгения Жижикина

Категории: Прочее
Теги: Индия