Российский автопром может минимум три-четыре года рассчитывать на поддержку государства, даже если закончатся программы по утилизации автохлама и льготного кредитования. Таможенные пошлины на импорт автомобилей планируется сохранить на действующем уровне до 2014-2015 гг.
"Мы выступаем за неизменность таможенных пошлин на существующем уровне до 2014-2015 года", - заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельского хозяйства Минпромторга РФ Алексей Рахманов в ходе выступления на конференции "АвтоЭволюция-2010".
Позиция в этом вопросе осталась практические неизменной. О том, что оснований для снижения ввозных пошлин на новые легковые автомобили в настоящее время нет, в конце сентября заявлял и министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. "Для нашего рынка эта тема сейчас не актуальна. Нашей первоочередной задачей также является обеспечение сбыта отечественной продукции, которая произведена усилиями 3 млн человек, задействованных в российском автомобилестроении", - говорил он "Интерфаксу".
Хотя, стоит отметить, аппетиты по поддержка автопрома были несколько больше. В июле замглавы Минпромторга РФ Андрей Дементьев заявлял, что пошлины на ввозимые в Россию автомобили необходимо сохранить на существующем уровне до 2015-2016 года. По его словам для развития автомобильного бизнеса РФ необходим "временной лаг", чтобы компании, осуществляющие инвестиционную деятельность, вышли на окупаемость и имели тот же технологический уровень, что и их основные конкуренты.
При этом годом раньше или годом позже встанет вопрос об отмене пошлин для некоторых российских партнеров в Европе не имеет принципиального значения. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что с пониманием относится к стремлению России поддержать свою автомобильную отрасль, в том числе за счет таможенных пошлин.
"Россия заявляет о том, что намерена построить свою автомобильную промышленность. На этапе развития, возможно, зона свободной торговли не всегда полезна", - заявила А.Меркель на пресс-конференции в Берлине по итогам переговоров с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, прошедшим в конце ноября.
По ее словам, на долгосрочную перспективу более полезным является отсутствие таможенных пошлин. "Однако на определенном этапе их важно иметь, чтобы подготовиться к будущему, которое нам нельзя терять из виду", - отметила канцлер ФРГ.
"Я еще никогда так не поддерживала таможенные пошлины. Я, как правило, говорю о них только негативно", - сказала канцлер ФРГ.
Владимир Путин еще в августе дал понять иностранным производителям автомобилей, заинтересованным в российском рынке, но не имеющим своего производства в нашей стране, что снижения пошлин на ввозимые в страну иномарки не будет.
"Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам временной график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию", - отмечал В.Путин в беседе с корреспондентом телеканала "Россия-24". "Мы ведь не член ВТО, мы можем себе это позволить", - подчеркнул премьер.
Таким образом он дезавуировал заявления первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, подавшего надежду на снижение импортных пошлин хотя бы на новые иномарки. В августе он сообщал о том, что правительство планирует рассмотреть вопрос о снижении пошлин на ввоз в Россию новых иномарок.
"Пока снижать не планируем, но это может стать вопросом для обсуждения уже в ближайшее время", - заявлял И.Шувалов.
Но есть мнение, что продление действий повышенных таможенных пошлин на импорт машин не сделает более желанными отечественные автомобили для потенциальных покупателей.
"Я уверен, что эта мера не сделает отечественные автомобили более желанными для потенциального покупателя. Стоит ли упорно повышать таможенные ставки на ввоз "Мерседесов" и "Хонд", чтобы вынудить россиян покупать отечественные машины? Я уверен, что нет", - заявлял в интервью "Интерфаксу" спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
По его мнению, регулярные акции автомобилистов против продления действий повышенных таможенных пошлин на импорт машин свидетельствуют, что система российского автопрома по-прежнему не соответствует требованиям общества.
"Многие автолюбители полагали, что повышение пошлин станет временной мерой поддержки отечественного автомобилестроения в условиях кризиса. Однако в очередной раз стало очевидно, что нет ничего более постоянного, чем временное", - говорит С.Миронов.
Вместе с тем, по его словам, он выступает двумя руками за то, чтобы россияне имели возможность купить качественный автомобиль по доступной цене, причем отечественного производства. Однако на данный момент то, что предлагает отечественный автопром, неконкурентоспособно. Получается, что качество не растет, а жесткие правила на ввоз авто из-за рубежа становятся еще более жесткими и ограничительными, считает С.Миронов.
Пошлины на новые и подержанные автомобили были повышены в России с января 2009 года. Импортные пошлины на легковые автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет были повышены в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя).
Кроме того, был снижен с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных.
Программы поддержки не вечны?
Но арсенал мер по поддержке автопрома не бесконечен. К сентябрю 2011 года "плавно завершится", как сказал А.Рахманов, программа утилизации старых легковых автомобилей. К этому времени автопром доложен научится в какой-то мере выживать самостоятельно. Минпромторг, по словам чиновника, не ожидает резкого падения продаж автомобилей в РФ после завершения этой программы.
"Мы не ожидаем резкого падения продаж автомобилей, на 25-30%, как это было в Германии после завершения программы по стимулированию продаж за счет утилизации старых автомобилей", - сообщил Алексей Рахманов.
Между тем он уточнил, что при существующем темпе выдачи сертификатов их выдача может завершиться до конца этого года.
Программа утилизации старых легковых автомобилей, в соответствии с постановлением правительства РФ, стартовала 8 марта. Ранее планировалось, что она продлится до ноября 2010 года. В настоящее время программа действует без ограничения сроков. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый из перечня, утвержденного Минпромторгом, со скидкой в 50 тыс. рублей.
В настоящее время основные продажи в рамках программы приходятся на продукцию ОАО "АвтоВАЗ".
Еще одна программа поддержки автопрома - льготное кредитование - может завершиться в 2013 году. Ее результаты в целом также бодрят автопром, как и программа утилизации.
Программой льготного автомобильного кредитования по итогам 9 месяцев 2010 г. воспользовалось 114,76 тыс. заемщиков, всего на рассмотрение принято 252,395 тыс. заявок, говорится в отчете правительства, направленном в Госдуму РФ.
"Учитывая, что за 2009 г. было принято 123,874 тыс. заявок, а выдано 71,631 тыс. кредитов, то можно говорить о действенности данной меры для увеличения продаж автомобилей, произведенных на территории РФ и о том, что предполагаемое количество купленных в кредит автомобилей, в размере 100 тыс. штук, будет значительно превышено к концу 2010 г.", - говорится в отчете.
В рамках этой программы предельная стоимость автомобиля должна составлять не более 600 тыс. рублей, первоначальный взнос - 15%. Размер компенсации определяется в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой банка и скидки, рассчитываемой исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.
В 2010 году на компенсацию части ставок по кредитам российским банкам выделяется 1 млрд рублей, в 2011 году - 1,75 млрд рублей, в 2012 году - 1,002 млрд рублей, в 2013 году - 0,5 млрд рублей.
В целом же в Минпромторге рассчитывают, что полное восстановление российского авторынка, окруженного заботой государства, займет около 2,5 лет.
"К середине 2013 года рынок полностью восстановится, а в 2014 году станет рынком номер 1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей", - говорил Виктор Христенко в сентябре.
Зачистка промсборки
При этом Минпромторг РФ может аннулировать ряд "неработающих" соглашений по промышленной сборке автомобилей в России, сообщил журналистам Алексей Рахманов.
По его словам, восемь компаний, с которыми были заключены соглашения по промсборке автомобилей, не реализуют их. Среди них он выделил украинскую компанию "Богдан". Компания с 2006 года рассчитывала начать сборку автобусов в Нижегородской области, однако в настоящее время данный проект не реализуется, отметил он.
А.Рахманов напомнил, что новый режим промышленной сборки автомобилей в России планируется утвердить до конца 2010 года. При этом соглашения по новой промсборке с автопроизводителями планируется заключить до конца февраля 2011 года. Он отметил, что в настоящее время согласованы "принципиальные различия" в подходах к программе с Минэкономразвития, в частности, по объемам производства двигателей и методике расчета локализации производств автомобилей.
Ранее сообщалось, что Минпромторг предложил компаниям создать или модернизировать существующие производственные мощности, чтобы обеспечить возможность производства не менее 300 тыс. автомобилей в год, не позднее чем через 4 года с даты вступления соглашения в силу.
Через 6 лет компании должны достигнуть уровня локализации не менее 60%. При этом локализацию производств предлагается рассчитывать не от сокращения перечня импортируемых компонентов на уровне 30%, а исходя из общего среднего уровня добавленной стоимости, создаваемой в России.
Минпромторг также предложил установить минимальный порог инвестиций в создание производственных мощностей в размере $750 млн для автопроизводителей, создающих новые производственные мощности, и $500 млн для автопроизводителей, осуществляющих модернизацию существующих производственных мощностей.