Московская мэрия продолжает расширять зону платной парковки в Москве — недавно в нее были включены более четырехсот улиц внутри Третьего транспортного кольца. В «платный диаметр» вошли удаленные от центра районы — Беговой, Хорошевский, Аэропорт, Савеловский, Марьина Роща, Южнопортовый. В 2015 году платная парковка может появиться и на других московских улицах. О том, как это нововведение может отразиться на рынке арендного жилья, рассказывает финансовый консультант агентства «Правильные инвестиции в недвижимость», адвокат Олег Сухов.
В 2015 году собственники жилья, которое оказалось в зоне платной парковки, столкнутся с увеличением операционных расходов. Ведь теперь для получения резидентского разрешения на автомобили арендаторов им придется предъявить властям договор аренды, а также оформить жильцам временную регистрацию на срок более 1 года. То есть ради обеспечения «парковочной» опции арендодателям придется выходить из тени и подписывать официальные договоры аренды. А значит, легализовать рентный доход и платить государству 13-процентный подоходный налог либо тратить деньги на покупку специального патента, стоимость которого дифференцируется в зависимости от площади и расположения объекта (от 30 тыс. до 600 тыс. руб. в год). Таким образом, затраты арендодателей могут вырасти минимум на 10–15 %.
Нет никаких сомнений в том, что возросшие «парковочные» издержки собственники недвижимости попытаются переложить на арендаторов жилья, пропорционально увеличив арендные ставки. Такие попытки уже предпринимаются. Однако волна роста цен может оказаться непродолжительной. «Защитной реакцией рынка является уже начавшееся изменение структуры и географии спроса на арендное жилье, — полагает адвокат, финансовый консультант Олег Сухов. — В январе многие арендаторы, планировавшие снять квартиру в ЦАО или внутри Третьего транспортного кольца, стали рассматривать другие районы города — с более доступными ценами и пока еще бесплатными парковками».
Первыми пакуют чемоданы семьи, имеющие более 2 автомобилей (в зоне платной парковки на одну квартиру выдается не более двух резидентных разрешений), а также граждане, которые пользуются служебными автомобилями (возможность оформления резидентных разрешений на такой транспорт попросту не предусмотрена новыми правилами платной парковки даже для собственников жилья). «В наиболее выгодном положении оказались собственники квартир, которые сдают жилье вместе с машиноместами, расположенными в огороженных шлагбаумами дворах. Именно такие варианты в преддверии новогодних праздников пользовались повышенным спросом и останутся ликвидными даже в случае повышения цен. Однако их доля в общем объеме предложения не превышает 3–5 %», — резюмирует адвокат, финансовый консультант Олег Сухов.