Типовой бизнес-план предприятия по производству полиэтиленовых пакетов (с фин.расчетами)
Бизнес по производству полиэтиленовых пакетов, конечно, не назовешь ни оригинальным, ни редким. Однако он, по-прежнему, не теряет своей популярности и приносит немалую прибыль предпринимателям. Полиэтиленовые пакеты получили широчайшее распространение. Их можно найти практически в любом магазине или торговом центре. Причем, так как их стоимость невысока, их зачастую раздают клиентам и покупателям бесплатно. Полиэтиленовые пакеты могут стать отличным и дешевым рекламоносителем – на них наносят логотипы, информацию о компании, ее услугах и контактные данные. Популярность бизнеса по производству полиэтиленовой упаковки обусловлена несколькими причинами. Во-первых, как уже упоминалось выше, пакеты используются повсеместно и стоят достаточно дешево. Их производство не требует наличия специальных знаний, использования сложных технологий и поиска квалифицированного персонала. Для того чтобы заняться производством пакетов из полиэтилена, вам потребуется специальное оборудование, помещение достаточной площади и несколько работников.
Если вы планируете заниматься таким бизнесом, вам необходимо провести хотя бы минимальные маркетинговые исследования, изучив ситуацию с конкурентами в вашем регионе, их ценообразование и спрос на упаковочную продукцию, а также подготовить бизнес-план (он пригодится даже в том случае, если вы не собираетесь брать заемные средства на открытие бизнеса). Как показывает практика, в одном регионе могут отлично работать от пяти до десяти производителей разнообразной продукции. Особенно если учесть, что лишь одно предприятие из этих десяти можно назвать, действительно, крупным.
Остальные же представляют собой по сути мини-цеха, которые производят самые простые и дешевые пакеты (например, «майки» или «фасовки»). И те, и другие работают лишь на свой регион (город и область), так как в других городах есть свои местные производители, конкурировать с которыми, скорее всего, не получится (даже если цена у вас будет ниже, всю разницу «съест» стоимость доставки). В самом выгодном положении находятся крупные производственные предприятия, так как они зачастую занимаются изготовлением не только пакетов и полиэтиленовой пленки, но и другой продукции, включая пробки для бутылок, ящики, крышки для банок, трубы и пр. С другой стороны, на организацию крупного завода с нуля потребуется слишком много средств, поэтому специалисты советуют предпринимателям с небольшим стартовым капиталом начинать с производства самых простых пакетов и упаковочной пленки, а затем постепенно по мере роста доходов расширять ассортимент выпускаемой продукции и вводить новые услуги (например, нанесение изображения на пакеты). При грамотном ведении бизнеса рентабельность производства одних только полиэтиленовых пакетов может составить свыше 15 %.
Кроме экструдера, в состав автоматической линии по производству полиэтиленовых пакетов входит вышеупомянутый резально-паяльный станок, который нарезает пленку или рукав, полученные из экструдера, в соответствии с заданными параметрами. Особого внимания заслуживает этап нарезки пленочного рукава на пакетоделательной машине, для чего нередко используется двухсторонний нож. При переходе от изготовления пакетов одного типа к другому горячий нож поворачивается на 180 градусов. В полиэтиленовых пакетах типа «Фасовка» дно пакета запаивается сварным швом при помощи горячего ножа, а потом отсекается гильотиной. Затем запаиваются два боковых шва. Если речь идет о производстве пакетов без ручек или мусорных мешком, то производство на этом и завершается. Готовые пакеты упаковываются по сто штук и отправляются на склад. Однако если в пакете предполагается наличие ручек (например, для пакетов типа «Майка»), то этот этап будет немного длиннее. В таком случае изделие запаивается с одной стороны (как правило, это дно), затем на нем делается два сварных шва от горячего ножа, а потом отсекается при помощи гильотины по самой середине. После чего запаянный с двух сторон пакет кладется на горячую иглу в пачку по сто штук. Для резки отпечатанных пакетов требуется наличие специального фотоэлемента, который улавливает изображение. Отверстия под ручки или «горло» (у пакетов «Майка») вырезаются при помощи вырубного пресса.
Если вы собираетесь наносить на свои пакеты какие-либо изображения, включая логотипы компаний и прочую фирменную символику, то вам понадобится также флексографический станок. Его можно использовать не только для работы с полиэтиленом, но и многими другими материалами (например, фольгой). Флексопечать отличается от обычной типографской печати тем, что для нее используются высокоэластичные жидкие печатные краски и формы. При печати жидкие и быстросохнущие краски передаются на материал при помощи мягких полимерных форм, которые закреплены на формных цилиндрах двухсторонней липкой лентой или специальными «сливами». Флексомашины бывают пяти основных видов – секционные ярусные машины, встраиваемые секции, планетарные машины, литейные секционные машины и комбинированные линейные секционные машины (агрегаты).
Выбор оборудования на рынке очень большой, но если вы не разбираетесь в нем, то при покупке линии лучше обратиться за помощью к специалисту. Он поможет вам сэкономить время и деньги, подберет оптимальный вариант, в зависимости от планируемого ассортимента продукции, ее объемов и других факторов. Самая простая линия в базовой комплектации отечественного производства или подержанная линия западной компании обойдется в сумму от $60 тыс. Если же вы ищете качественное мощное оборудование, то расходы окажутся на порядок выше – около $100 тыс. Сэкономить можно на покупке флексографического оборудования. Самый дешевый флексограф стоит около $65 тыс. Поэтому в первое время можно обойтись без него и отдавать заказы на печать сторонним компаниям и рекламным агентствам.
Помещение, где размещается оборудование, должно иметь высокие потолки, так как высота экструзионной машины может составлять около шести метров. В цехе должен всегда поддерживаться оптимальный температурный режим (это важно для обеспечения нормального прохождения процесса экструзии), он должен иметь систему водоснабжения и канализации. Для обслуживания каждой единицы техники понадобится минимум один работник. Большинство поставщиков оборудования предлагают услуги по обучению персонала работе с ним за небольшую плату.
Что касается сырья, то лучшим вариантом по соотношению цены и качества считается южнокорейский и российский гранулированный полиэтилен. Хотя зачастую даже с учетом расходов на доставку сырье западного производства обходится дешевле отечественного. Существует две марки гранулята – полиэтилен высокого давления (полиэтилен низкой плотности) и полиэтилен низкого давления (полиэтилен высокой плотности). И то, и другое сырье используется для производства пакетов. Лучшим считается сырье в виде гранул полиэтилена размером 3-5 мм и формой, близкой к шарообразной. Впрочем, гранулы кубической и цилиндрической формы пользуются не меньше популярностью. Полимерные изделия часто производят из вторичного полимера. Его нарезают на мелкие кусочки и превращают в гранулят. Хотя этот способ и более экологичен, но качество изделий из вторичных полимеров значительно хуже качества изделий из первичного сырья. Кроме того, пакеты из «вторички» нельзя использовать для расфасовки пищевой продукции, так как этот материал считается токсичным. Зато вторичное сырье отлично подойдет для изготовления мусорных пакетов. Кроме гранулированного полиэтилена вам могут также понадобиться различные красители. Стоимость одного килограмма красителя может составить 500-1000 рублей, в зависимости от цвета и производителя. Краситель расходуется экономно (обычно он составляет не более 3 % от массы окрашиваемого полимера). Обратите внимание: для производства пакетов, предназначенных для фасовки пищевых продуктов, рекомендуется использовать качественный полиэтилен, который соответствует всем международным экологическим стандартам, поэтому тщательно подходите к вопросу выбора поставщика сырья.
Итак, оборудование для производства полиэтиленовых пакетов обойдется в сумму от 250 тыс. руб. до нескольких миллионов, в зависимости от комплектации, производителя и мощности. Средняя производительность одной линии составляет около 25 тысяч пакетов на одну восьмичасовую смену (крупные производства работают по две смены по 8 часов каждая). Себестоимость производства одного пакета составляет около 15-30 копеек, оптовая цена на него начинается с 60-70 копеек за единицу. Ежемесячная выручка предприятия может составить свыше полумиллиона рублей. Окупить свои расходы можно будет в течение 1-1,5 лет.
Единственный минус такого бизнеса заключается в том, что полиэтиленовые пакеты считаются самой неэкологичной упаковкой, которая наносит большой вред окружающей среде. К сожалению, пока в нашей стране вопросы заботы об экологии стоят не так остро, как за рубежом, где полиэтилен постепенно вытесняется другими, более безопасными видами упаковочных материалов (например, крафтовая бумага или ткань). Однако дальновидные предприниматели уверены, что в течение нескольких последующих лет в России будут наблюдаться те же тенденции, что и в западных странах, поэтому они уже сейчас ищут альтернативные варианты для производства экологически безопасной упаковки.