Большинство рекламных конструкций в Казани получили федеральные игроки.
В Казани завершаются первые в России электронные торги за право размещения наружной рекламы, принесшие бюджету города более 900 млн руб. Вчера были разыграны последние еврощиты. По итогам аукционов, ход которых не раз оспаривали мелкие рекламные компании, федеральные игроки практически полностью вытеснили с рынка местный рекламный бизнес.
Вчера в Казани завершились последние электронные торги за право размещения еврощитов — рекламных конструкций размером 3х6. По итогам аукционов в городской бюджет от продажи мест под наружную рекламу поступило более 912 млн руб., что в 6,6 раза превышает стартовую цену. Больше всего конструкций, 405 щитов, выкупила транснациональная компания Russ Outdoor (ООО «АПР-Сити/ТВД»), заплатив за них порядка 347 млн руб. Около 220 млн руб. потратила на аукционах казанская «Фирма „Лариса-Сити“», представляющая интересы федерального оператора Gallery — она купила 267 щитов. Петербургское ЗАО «Постер» приобрело 128 еврощитов — почти на 128 млн руб. По данным исполкома, самый дорогой щит — за 1,2 млн руб.— купило ЗАО «Постер», а самый дешевый — за 640 тыс.— ООО «Форт Медиа».
Как писал „Ъ“, к сентябрю истекли сроки договоров на эксплуатацию почти 98% всех установленных в Казани конструкций. По закону «О рекламе» с июля 2008 года места под наружную рекламу могут распределяться исключительно по итогам аукционов или конкурсов. Казань стала первым крупным городом, где в августе стартовали массовые торги. В соответствии с новой территориальной схемой управление наружной рекламы и информации предложило места под 1037 конструкций. Ранее в городе насчитывалось 1670 рекламных щитов 3х6. Лидирующие позиции на рынке занимали федеральные компании: ООО «Биг Борд» (304 щита), ООО «АПР-Сити/ТВД» (256 щитов), ООО «Фирма „Лариса-Сити“», (244 щита). Крупнейшими местными игроками являлись казанские ООО — «Неон-Арт М» (209 щитов), «Максимал» (89 щитов) и «Нью-Стрит» (61 щит).
Местные рекламные компании с самого начала опасались быть вытесненными с казанского рынка федеральными игроками. Они дважды подавали иски в арбитражный суд о признании аукционов незаконными и по ним суд в качестве обеспечительных мер дважды приостанавливал торги.
Так, они заявляли, что «документация об аукционе на право размещения средств наружной рекламы… составлена и опубликована с нарушением действующего законодательства» (см. „Ъ“ 18 октября). В частности, они утверждали, что стартовая цена торгов устанавливается произвольно, без «обоснования, соответствующего законодательству об оценочной деятельности», а для малых компаний высокие цены являются препятствием и «ограничивают конкуренцию на рынке наружной рекламы Казани». Кроме того, они подчеркивали, что торги проводятся на неизвестной за пределами Татарстана электронной площадке ГУП «Агентство по государственному заказу» www.223.zakazrf.ru, тогда как официальным сайтом «в отношении государственного или муниципального имущества» является www.torgi.gov.ru. Наконец, рекламщики посчитали, что «аукционная документация не позволяет достоверно установить места для установки рекламных конструкций, включенные в состав лотов, и не гарантирует заключения договоров на выигранные места».
Однако ни одно решение суда не было вынесено в пользу истцов. ФАС и ее управление по Татарстану также отклонили жалобы местных рекламщиков на действия исполкома при проведении аукционов. Заместитель начальника управления наружной рекламы и информации Казани Аскар Багаутдинов отметил, что в результате судебных разбирательств и приостановления торгов сдвинулся график их проведения, и у предпринимателей была угроза потерять обеспечительные взносы. В целом господин Багаутдинов выразил удовлетворение итогами торгов. «Конструкции уходили в среднем за 860 тыс. рублей. Это средняя цена, мы ожидали именно такую»,— говорит он.
По итогам торгов большинство казанских компаний вынуждены будут уйти с рынка наружной рекламы. Исключением является фирма «Неон-Арт», выкупившая 18 еврощитов (15,3 млн руб.), которая в числе прочих подавала иски на исполком в арбитражный суд. Генеральный директор «Неон-Арт» Алексей Мамаков по-прежнему считает прошедшие торги незаконными, особенно в части защиты конкуренции. «Ни один малый предприниматель не выживет в сравнении с транснациональными компаниями. Городу нужны специалисты, работающие здесь. Но почему-то возникает недопонимание, власти воспринимают нас как экстремистов, хотя мы тут работаем и платим налоги в бюджет города. Мне жалко весь наш малый бизнес»,— сказал господин Мамаков. Он выразил сомнения в том, что разрешения на установку конструкций компаниям выдадут в срок и без проволочек, полагая, что на территориальной схеме места для установки конструкций определены неточно. «Пока я не получу все разрешения и согласования для установки конструкций, я не могу быть полностью спокоен»,— разделяет опасения господина Мамакова директор ООО «Фирма „Лариса-Сити“» Артур Закиров, однако по территориальной схеме вопросов у него не возникло.
Дина Валиуллина
http://www.kommersant.ru/doc/2087353