Детские музыкальные инструменты: развиваем чувство ритма.

2014-02-27 00:49:53 2529

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ритм является насущной потребностью человека вплоть до периода полового созревания (то есть в течение 2 первых семилетий). Неважно, разделяют ли родители эти принципы, или нет, любой ребенок активно демонстрирует этот факт, ведь как только начинает звучать музыка, дети обычно начинают двигаться в такт. В той или иной степени это сохраняется и в более позднем возрасте. Детям такое движение приносит огромное удовольствие, повышает настроение, всегда вызывает смех, поэтому не столь важно, каких принципов педагогики придерживается семья - музыка должна звучать в любой семье, где есть ребенок, и как можно чаще. Согласно некоторым исследователям, прослушивание ритмичной музыки положительно влияет на развитие когнитивных способностей мозга, что, видимо, связано с тем, что дети интуитивно пытаются уловить взаимосвязи, логику ритма и высоты звуков, и запомнить эти взаимосвязи. Также, дети обычно хотят сами принять участие в воспроизведении музыки, и просто чудесно, если у вас найдется, чем вместе постучать, подудеть, потрещать и поскрипеть. Сегодня мы поговорим о выборе музыкальных инструментов для детей.

Ритм – основа вальдорфской педагогики. Ритм – это залог развития нервной системы, профилактика, например, заикания. Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом и речи в частности. Для того, чтобы помочь правильному его развитию, при выборе музыкальных игрушек или инструментов для ребенка достаточно руководствоваться 3 принципами.

1) Простота

В любом детском магазине можно обнаружить множество вариантов музыкальных игрушек. Очень часто родителям кажется, что чем больше разных качеств и свойств имеет игрушка, тем лучше. Уж если дудка или барабан, то непременно с электронными звуками и аранжировкой. Это неправильное мнение. Естественно, такая детская игрушка открывает самые разные возможности для ребенка. Но такое разнообразие может привести к дезориентации малыша. Обилие электронных световых и звуковых эффектов сбивает ребенка с толку, нарушает чувство ритма, портит слух, мешает сосредоточиться. А самое главное - такая игрушка не будет способствовать его активной самостоятельной деятельности. Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, важно понимать простейшую причинно следственную связь ("подул - заиграла", "постучал - услышал звук") и иметь возможность отработать эти связи множество раз. Практический опыт приобретается путем многократного отрабатывания цепочки "попытка-событие-обратная связь-исправление-успех", и для этого необходимо, чтобы у игрушки был минимум функций. Если дудочка - то просто дудочка, в которую нужно подуть, чтобы извлечь звук. Итак, принцип номер 1 - простота.

2) Разнообразие звучаний

Что касается разнообразия самих игрушек, то очень желательно, чтобы в арсенале ребенка были игрушки с самыми разными вариантами звуков: стук, треск, скрип, стрекот, и так далее. Соответственно, хорошо, когда есть духовые, перкуссионые, струнные инструменты или аналогичные игрушки. И уж совсем хорошо, если у ребенка есть именно настоящие инструменты, на которых он может сам играть. Это могут быть и флейты, и трещотки, и манки, и ксилофоны, и многое другое. Такое разнообразие звуков поможет речевому развитию, ведь именно из подобных звуков ребенок формирует первые речевые подражания. И конечно, поможет развитию чувства ритма и любви к музыке. Принцип номер 2 - разнообразие звучаний.

3) Безопасность

Ну и наконец, не менее важный принцип номер 3 - это безопасность и надежность. Нежелательно наличие мелких деталей, ведь дети очень увлекаются во время игры на инструментах, в том числе и дети старше 3 лет, поэтому инструментов с мелкими деталями все же лучше избегать. Надежность и устойчивость к внешним воздействиям от неосторожного обращения - весьма важный момент, не всегда легко достижимый, если мы говорим о настоящих инструментах. Но результат всегда стоит затраченных усилий :)

Кстати, прослушивание музыки является прекрасным моментом и для мультисенсорного развития. Поговорите с ребенком о том, что каждая мелодия имеет свой эмоциональный окрас, и предложите пофантазировать, какого цвета какая из мелодий, а также, какая из них теплее, а какая - холоднее. Результат Вас наверняка удивит.

Играйте с удовольствием!

Выбрать музыкальные инструменты

Рекомендуем почитать:

Что такое вальдорфская игрушка? Это не заразно?

Вальдорфская система образования: детский сад и школа.

Вальдорфские игрушки: классификация.

Категории: Продукты