Вальдорфские игрушки. Классификация.

2014-07-10 01:43:21 3140

Всем интересующимся вальдорфской педагогикой открытые источники дают несколько однобокое представление о ней, как правило выраженное в нескольких широко известных образах: мягкая вальдорфская кукла без лица; дети в холщовых одеждах, играющие исключительно деревянными неокрашенными игрушками; и полу-сектантски настроенные родители.

По запросу "вальдорфская игрушка" поисковые системы выдают тысячи кукол, и практически ни одной не то что машинки, но даже пирамидки. Несправедливо, правда? Скажу более, одним из основных минусов вальдорфской педагогики принято считать ее однобокость и якобы игнорирование современных нюансов.

Но ведь для этого у нас, родителей, есть голова на плечах, и наша задача выбрать самое лучшее из предлагаемого любой системой, в том числе и вальдорфской, и сочетая элементы разных систем, исходя из особенностей именно наших детей, помочь им наиболее полно раскрыть все способности. Звучит очевидно, но почему-то постоянно наталкиваешься на родителей, которым вынь да положь такую систему, чтобы все на бумажке было написано от и до, чтобы все ответы заранее готовы, и чтобы воспитывать ребенка по инструкции и особо не раздумывать, ну в крайнем случае - периодически эту систему ругать, но продолжать ей следовать. А иначе ведь некого будет ругать. Да и в целом в случае с естественным родительством один фанатизм уступает место другому, и если раньше все слепо доверяли врачам и педагогам традиционной системы, перекладывая ответственность на их плечи и не особо вникая в детали, то сейчас часто имеет место такое же слепое доверие новым постулатам. При полном отсутствии критического мышления. Иначе говоря, есть те, кто в принципе склонен переложить ответственность - неважно на кого, хоть на врача, хоть на соседку тетю Клаву, хоть на новомодную книжку, где пишут что всем можно и нужно рожать дома в ванной и ни во что, кроме соломы, ребенку играть не давать. И такое встречается сплошь и рядом, к сожалению. Давайте все же мыслить критически, и взвешивать возможные последствия своих решений - хоть это иногда и трудно, и страшно. Но именно это нужно от нас нашим детям - им нужны взрослые родители.

Но хватит о наболевшем) Вернемся к вальдорфским игрушкам и немного расширим угол зрения, ведь если вальдорфская игрушка - это только тряпичная кукла, то это скучно и неемко, да и что делать родителям мальчиков? Понятно, что и мальчикам тоже куклы нужны, но все же хочется разнообразия. Следуя канонам вальдорфской педагогики, то есть выбирая игрушки из натуральных материалов, природных цветов и форм, стимулирующие естественную игровую деятельность ребенка, сделанные вручную, можно подобрать довольно много игрушек, среди которых будут и конструкторы, и вкладыши, и пирамидки, и атрибуты для сюжетных игр. При желании, все необходимые базовые игрушки могут быть вальдорфскими, однако желательно все же, чтобы в арсенале ребенка присутствовали и иные виды игрушек, ведь как мы помним - гармоничное разносторонне развитие важнее бескомпромиссного следования какой бы то ни было теории. Остановимся сейчас на основных типах игрушек с примерами и сравним вальдорфские с обычными аналогами.

1) Вальдорфская пирамидка.

  • как правило, деревянная

  • может быть из необработанного дерева, с кусочками коры, или же из дерева, полированного натуральным способом (например, льняным маслом). Красители - только натуральные.

  • может быть разных форм, как и обычная.

  • небольшого размера, чтобы маленьким ручкам было удобно.

  • может быть в виде вкладышей.

По сравнению с пластиковыми аналогами, деревянные вальдорфские пирамидки более приятны на ощупь, знакомят ребенка с природным материалом, развивают тактильную чувствительность. Однако для более полного развития навыков манипуляции с предметами, а также для знакомства с разными текстурами, а не только с натуральными, рекомендуется иметь и пластиковые пирамидки. В общей сложности, по рекомендациям психологов, у ребенка должно быть не менее 7 различных пирамидок.

2) Вальдорфский конструктор

  • как правило, деревянный

  • может быть из необработанного дерева, с кусочками коры, или же из дерева, полированного натуральным способом (например, льняным маслом). Красители - только натуральные.

  • содержит различные элементы, не имеющие креплений - так ребенок получит более правильное представление о естественном равновесии и взаимосвязи предметов.

  • имеет плавно сточенные углы

  • элементы, как правило, большие по размеру и подойдут для детей до 2 лет.

По сравнению с обычными конструкторами, вальдорфские, как уже отмечено, не содержат элементов креплений, то есть научат ребенка строить конструкции только засчет природного равновесия. Для маленьких детей (от года) такой вариант - идеален, ведь маленькие ручки еще не могут скреплять кубики, а вот выстроить башню или стену им уже под силу. Для детей постарше такой конструктор может стать одним из имеющихся, доволнив и разнообразив набор игрушек. Замечено, что такие конструкторы отлично развивают навык самостоятельной игры, за ними дети могут проводить очень долгое время, пристально изучая взаимосвязь между формой, весом, размером.

3) Счетный материал

  • в основном природный - желуди, камешки, орешки и так далее, но может быть и сделан из натуральных материалов, например, тканей.

  • как правило, не содержит написания цифр, используется для натурального счета. Но возможны исключения.

По сравнению с обычным счетным материалом природный - однозначно лучше, так как со всеми задачами справляется, при этом безопасен и натурален.

4) Атрибуты для сюжетной игры

  • из дерева или других природных материалов (солома, лен, шелк и так далее)

  • направлены на развитие фантазии, то есть содержат минимум информации, позволяя ребенку самому придумать назначение и сценарий игры.

  • не содержат неправильных цветов или элементов, не встречающихся в природе (одежда на животных), что стимулирует правильное речевое развитие.

  • дают представление об естественных причинных взаимосвязях и явлениях (трение, качение, падение и так далее) и избегают неприродных логических цепочек (нажал кнопку - заработало), что опять же стимулирует речевое развитие.

  • очень разнообразны

Если сравнить вальдорфские игрушки для сюжетной игры с обычными, то большое их преимущество - в стимулировании фантазии ребенка. Однако, конечно, не следует ограничиваться только такими игрушками, ведь наша цель - разностороннее и гармоничное развитие ребенка.

В целом, главный вывод достаточно прост: поменьше фанатизма. Смело включайте вальдорфские игрушки в арсенал вашего ребенка, они обогатят его тактильные ощущения, разовьют фантазию и понимание естественных причинно-следственных связей. Но ограничиваться только ими, безусловно не стоит, конечно, у ребенка должны быть и пластиковые, и механические игрушки (заводные, радиоуправляемые, на батарейках и так далее), и дидактические по возрасту.

В этой статье мы коснулись основных видов игрушек, далее рассмотрим и другие виды. В отдельной статье говорим о вальдорфской кукле. Буду благодарна за комментарии и дополнения!

Шлю вам лучики добра,

автор статьи Вероника Трубникова.

Рекомендуем посмотреть в магазине:

Категории: Продукты