Всем интересующимся вальдорфской педагогикой открытые источники дают несколько однобокое представление о ней, как правило выраженное в нескольких широко известных образах: мягкая вальдорфская кукла без лица; дети в холщовых одеждах, играющие исключительно деревянными неокрашенными игрушками; и полу-сектантски настроенные родители.
По запросу "вальдорфская игрушка" поисковые системы выдают тысячи кукол, и практически ни одной не то что машинки, но даже пирамидки. Несправедливо, правда? Скажу более, одним из основных минусов вальдорфской педагогики принято считать ее однобокость и якобы игнорирование современных нюансов.
Но ведь для этого у нас, родителей, есть голова на плечах, и наша задача выбрать самое лучшее из предлагаемого любой системой, в том числе и вальдорфской, и сочетая элементы разных систем, исходя из особенностей именно наших детей, помочь им наиболее полно раскрыть все способности. Звучит очевидно, но почему-то постоянно наталкиваешься на родителей, которым вынь да положь такую систему, чтобы все на бумажке было написано от и до, чтобы все ответы заранее готовы, и чтобы воспитывать ребенка по инструкции и особо не раздумывать, ну в крайнем случае - периодически эту систему ругать, но продолжать ей следовать. А иначе ведь некого будет ругать. Да и в целом в случае с естественным родительством один фанатизм уступает место другому, и если раньше все слепо доверяли врачам и педагогам традиционной системы, перекладывая ответственность на их плечи и не особо вникая в детали, то сейчас часто имеет место такое же слепое доверие новым постулатам. При полном отсутствии критического мышления. Иначе говоря, есть те, кто в принципе склонен переложить ответственность - неважно на кого, хоть на врача, хоть на соседку тетю Клаву, хоть на новомодную книжку, где пишут что всем можно и нужно рожать дома в ванной и ни во что, кроме соломы, ребенку играть не давать. И такое встречается сплошь и рядом, к сожалению. Давайте все же мыслить критически, и взвешивать возможные последствия своих решений - хоть это иногда и трудно, и страшно. Но именно это нужно от нас нашим детям - им нужны взрослые родители.
Но хватит о наболевшем) Вернемся к вальдорфским игрушкам и немного расширим угол зрения, ведь если вальдорфская игрушка - это только тряпичная кукла, то это скучно и неемко, да и что делать родителям мальчиков? Понятно, что и мальчикам тоже куклы нужны, но все же хочется разнообразия. Следуя канонам вальдорфской педагогики, то есть выбирая игрушки из натуральных материалов, природных цветов и форм, стимулирующие естественную игровую деятельность ребенка, сделанные вручную, можно подобрать довольно много игрушек, среди которых будут и конструкторы, и вкладыши, и пирамидки, и атрибуты для сюжетных игр. При желании, все необходимые базовые игрушки могут быть вальдорфскими, однако желательно все же, чтобы в арсенале ребенка присутствовали и иные виды игрушек, ведь как мы помним - гармоничное разносторонне развитие важнее бескомпромиссного следования какой бы то ни было теории. Остановимся сейчас на основных типах игрушек с примерами и сравним вальдорфские с обычными аналогами.
1) Вальдорфская пирамидка.
как правило, деревянная
может быть из необработанного дерева, с кусочками коры, или же из дерева, полированного натуральным способом (например, льняным маслом). Красители - только натуральные.
может быть разных форм, как и обычная.
небольшого размера, чтобы маленьким ручкам было удобно.
может быть в виде вкладышей.
По сравнению с пластиковыми аналогами, деревянные вальдорфские пирамидки более приятны на ощупь, знакомят ребенка с природным материалом, развивают тактильную чувствительность. Однако для более полного развития навыков манипуляции с предметами, а также для знакомства с разными текстурами, а не только с натуральными, рекомендуется иметь и пластиковые пирамидки. В общей сложности, по рекомендациям психологов, у ребенка должно быть не менее 7 различных пирамидок.
2) Вальдорфский конструктор
как правило, деревянный
может быть из необработанного дерева, с кусочками коры, или же из дерева, полированного натуральным способом (например, льняным маслом). Красители - только натуральные.
содержит различные элементы, не имеющие креплений - так ребенок получит более правильное представление о естественном равновесии и взаимосвязи предметов.
имеет плавно сточенные углы
элементы, как правило, большие по размеру и подойдут для детей до 2 лет.
По сравнению с обычными конструкторами, вальдорфские, как уже отмечено, не содержат элементов креплений, то есть научат ребенка строить конструкции только засчет природного равновесия. Для маленьких детей (от года) такой вариант - идеален, ведь маленькие ручки еще не могут скреплять кубики, а вот выстроить башню или стену им уже под силу. Для детей постарше такой конструктор может стать одним из имеющихся, доволнив и разнообразив набор игрушек. Замечено, что такие конструкторы отлично развивают навык самостоятельной игры, за ними дети могут проводить очень долгое время, пристально изучая взаимосвязь между формой, весом, размером.
3) Счетный материал
в основном природный - желуди, камешки, орешки и так далее, но может быть и сделан из натуральных материалов, например, тканей.
как правило, не содержит написания цифр, используется для натурального счета. Но возможны исключения.
4) Атрибуты для сюжетной игры
из дерева или других природных материалов (солома, лен, шелк и так далее)
направлены на развитие фантазии, то есть содержат минимум информации, позволяя ребенку самому придумать назначение и сценарий игры.
не содержат неправильных цветов или элементов, не встречающихся в природе (одежда на животных), что стимулирует правильное речевое развитие.
дают представление об естественных причинных взаимосвязях и явлениях (трение, качение, падение и так далее) и избегают неприродных логических цепочек (нажал кнопку - заработало), что опять же стимулирует речевое развитие.
очень разнообразны
Если сравнить вальдорфские игрушки для сюжетной игры с обычными, то большое их преимущество - в стимулировании фантазии ребенка. Однако, конечно, не следует ограничиваться только такими игрушками, ведь наша цель - разностороннее и гармоничное развитие ребенка.
В целом, главный вывод достаточно прост: поменьше фанатизма. Смело включайте вальдорфские игрушки в арсенал вашего ребенка, они обогатят его тактильные ощущения, разовьют фантазию и понимание естественных причинно-следственных связей. Но ограничиваться только ими, безусловно не стоит, конечно, у ребенка должны быть и пластиковые, и механические игрушки (заводные, радиоуправляемые, на батарейках и так далее), и дидактические по возрасту.
В этой статье мы коснулись основных видов игрушек, далее рассмотрим и другие виды. В отдельной статье говорим о вальдорфской кукле. Буду благодарна за комментарии и дополнения!
Шлю вам лучики добра,
автор статьи Вероника Трубникова.
Рекомендуем посмотреть в магазине: