Мы привыкли к противопоставлению традиционных медиа (ТВ, радио, пресса) и инструментов онлайн-коммуникации. Например, считается, что чем больше люди общаются в социальных сетях, тем меньше они смотрят телевизор и читают газеты. Доля правды в этом, действительно, есть, поскольку и то, и другое требует времени, и человеку приходится выбирать. Молодежь, как более прогрессивная прослойка общества, выбирает новые медиа, в то время как более зрелая аудитория предпочитает доверять традиционным каналам. В итоге получается, что Интернет становится своеобразным «водоразделом» между аудиториями, которые в представлении маркетологов не пересекаются в средствах доставки им рекламного сообщения.
Однако мир не стоит на месте. Современные средства социальной коммуникации охватывают всё более широкие слои населения, и этот охват носит не только горизонтальный характер (в пределах одной возрастной группы), но и вертикальный тоже. Иными словами, аудитория среднего возраста вовлекается в социальные сети, и, с учетом естественного старения населения, доля пользователей «за 30» будет только расти. Может быть, и с этим связан, например, такой факт, что Папа Римский завел себе аккаунт в Твиттере?
Что произойдет с потреблением информации в связи с этими структурными изменениями в аудитории?
Как показывает статистика, говорить о грядущей смерти традиционных каналов, по крайней мере, преждевременно. Они сохранят свое место среди востребованных средств получения информации благодаря большому охвату и легкой доступности. Пусть они не предоставляют в полной мере тот интерактив, который доступен пользователям «онлайн», потребители ценят их за надежность и соответствие желаемому «формату».
Более того, все идет к тому, что традиционные медиа будут вступать в необычные сочетания с социальными сервисами и образовывать, на первый взгляд, противоестественные симбиозы. Так, например, газета предлагает читателям присылать снятые с помощью мобильного приложения фотографии на заданную тему и зарабатывать реальные деньги, если фотографии будут отобраны для публикации. А всего лишь направив смартфон на изображение иллюстрации к статье, читатель может перейти на сайт, где будет доступна связанная со статьей мультимедийная информация (видео, музыка и др.).
Еще более невероятным выглядит сочетание популярного сервиса Twitter и телевидения. Так, согласно исследованиям британского подразделения Twitter, 60% пользователей пользуются услугами сервиса во время просмотра телевизионных передач, а 40% трафика в сети Twitter приходится на вечерний прайм-тайм.
Twitter и телевидение образуют, как ни странно, эффективное сочетание медиа-каналов, которое обеспечивает общую высокую вовлеченность зрителей-читателей. Так, обсуждая телевизионную передачу в Twitter, пользователи подогревают интерес к ней и увеличивают число зрителей, а острая тема на ТВ запускает обратную волну обсуждений в Twitter.
Такая активность пользователей меняет привычную картину в статистике по телевизионным просмотрам – сглаживаются колебания числа зрителей во время телепередачи, кривая рейтинга становится более пологой в случае с многосерийными проектами. По сути, Twitter сейчас становится электронным указателем для телезрителей, на что, где и когда им стоит обратить свое внимание.
Разговоры о том, как телевидение может агрегировать свой ресурс с социальными сетями, ведутся уже давно, однако только Twitter сумел предоставить маркетологам такие убедительные инсайты. Благодаря своей мгновенной скорости реакции на инфоповоды (фактически real-time) и заложенной в своей основе «публичности», короткий 140-символьный формат стал органичным дополнением телевидения.
Рекламщикам впору задумываться о создании кросс-платформенных медийных кампаний, охватывающих ранее не связанные между собой каналы коммуникаций.