Сколько сил я вложила в радио, знаю только сама. Будучи PR-специалистом, умудрялась организовывать промо-акции республиканского масштаба. Политика компании на тот момент была такой, что на PR не выделялось средств. И я «выезжала» за счет личных связей, собственных средств, личного авто. Я не считалась ни с деньгами, ни со своим личным временем, потому что очень, до крайнего, любила свою работу.
И тут – сокращение. Конечно, это был жуткий стресс не только для меня, но и для моей семьи. Даже мама приехала специально, чтобы поддержать, ведь я чувствовала себя настолько плохо, что не могла ухаживать за детьми и вести хозяйство.
В тот момент я считала, что Всевышний меня не любит, что он отвернулся от меня и потому посылает мне такие тяжелые испытания. А оказалось – наоборот, Бог меня любит и показывает путь. Осознание этого, как и огромная благодарность к бывшему начальству, пришли спустя год. Теперь у меня совершенно другая жизнь. Благодаря... сокращению.
Узнав о моем увольнении, мне стали звонить друзья и знакомые с приглашениями на всякие вакансии. Но ни к одной не лежала душа. Оказывается, никогда нельзя идти против себя. Если бы я пошла туда только ради того, чтобы у меня была работа, то сейчас бы очень жалела. Наверное, можно привыкнуть и к нелюбимой работе. Но это будет застой и в личностном, и в профессиональном плане. А застой, как болото, засасывает. Выбраться потом очень сложно.
Таким образом, я отмела все предложения. Идти было некуда. И тогда родители посоветовали мне посидеть годик дома и заняться детьми, тем более что старший сын на тот момент собирался поступать в школу, а младшая была первый год в садике и постоянно болела. Я согласилась с родителями. Сразу после сокращения я должна была стать домохозяйкой.
Но судьба приготовила мне подарок.
Тот подарок – занятие копирайтингом. А потом и маркетингом. Как я пришла к этому? О, это самое интересное!
Досиживаю на работе свои последние дни. Включила музыку, уже ничего не делаю...
Не помню даже, как у меня на экране компьютера каким-то образом появилась одна книга. Не помню, чтобы я ее искала. Никогда не слышала этого автора. Книга называлась «Успех без офисного рабства», автор – Эрни Зелински. Я считаю, что это подарок Аллаха. По-другому не могу это объяснить. Он мне на экран вывел эту книгу. Понятия не имею, как это получилось.
Начала читать. Эрни Зелински писал, что если бы его уволили с работы раньше, он бы закатил громадную вечеринку в честь этого... А у меня тогда настроение было ужасное, я читала и думала – что за глупость пишет автор. У меня-то в душе вулкан извергался!
Продолжая чтение, я постепенно начала соглашаться с автором, который писал, что даже если вас увольняют и вы уходите с работы, ваша голова остается с вами. Ваш ум, ваши знания и опыт уходят вместе с вами. Вы ничего на прежней работе не оставляете. Я подумала – ну да, это же верно. Книга Эрни Зелински открыла мне истину.
Я все читала и читала. Эрни Зелински писал, как нашел дизайнера для своей книги на сайте фрилансеров. И что она сам тоже предпочитает работать (писать книги) удаленно – в кафе, за столиком. Он писал о фрилансерах, дизайнерах, архитекторах, копирайтерах, веб-мастерах, работающих на берегу моря, на себя, в свое удовольствие. Писал об их сбывшихся мечтах. Об их полной жизни.
Меня это зацепило. Я тоже захотела стать фрилансером. Я подумала: раз Эрни Зелински пишет о специализированных сайтах для фрилансеров, наверняка есть и русскоязычные подобные сайты. Забила в поисковике «сайты фрилансеров». Нашла. Зарегистрировалась. Начала изучать. А там так интересно: публикуются различные проекты, выбираются исполнители...
Я ведь по специальности журналист. Да и работа PR-специалистом предполагала написание текстов. То есть я всегда что-то писала. И на сайте фрилансеров я увидела, что есть проекты для тех специалистов, которые пишут. Решила ответить на какой-нибудь проект. И хотя понятие «копирайтинг» было чуждо мне, логически я понимала корень этого термина и предположила, что слово это связано с написанием текста (writing). Вот так наобум (и, что греха таить, нагло) я ответила на один проект.
Забегая вперед, скажу, что потом-то я поняла, что практически всегда занималась копирайтингом, просто я этого не знала. Прежняя работа, как оказалось, не мотивировала меня узнавать что-то новое, учиться. У меня был не багаж, а саквояжик знаний, и он, видимо, соответствовал невысоким требованиям, небольшим ожиданиям и не самому авторитетному статусу компании, в которой я работала.
Итак, я ответила на один проект, совершенно не представляя, как я его буду выполнять. Почему я на него откликнулась? Тоже не помню.
Так и написала заказчику, выставившему этот тендер: «Я не знаю, что такое копирайтинг, но у меня есть 12-летний журналистский опыт». И – О чудо! – заказчик мне ответил: «Давайте попробуем!». Вот так: я сначала получила заказ, и только потом полезла в гугл узнавать, что такое копирайтинг и что с ним делать.
Видимо, с заданием я справилась, потому что мой первый заказчик стал моим постоянным клиентом. Я продолжала отвечать на проекты и набрала еще заказчиков. Уже за первый месяц работы сделала себе портфолио (которое мне тогда казалось очень крутым). Кстати, на бирже фрилансеров за первый месяц я заработала столько, сколько зарабатывала на прежней работе. Меня это вдохновило.
Это был 2010 год. Так начались мои первые заработки в интернете. Но я почему-то считала работу в интернете делом второго плана, да и близкие не очень это понимали – как так, не ходить на работу. Помню, мама спросила, каким образом мне оплачивают за работу. Я сказала про электронные кошельки и у нее глаза на лоб полезли. То есть в представлении близких я зарабатывала какие-то мифические электронные деньги. Я одна знала, что они настоящие. Близким это было сложно объяснить.
От идеи быть просто домохозяйкой я к тому времени уже отказалась. Пришла идея начать собственный бизнес. И я направила энергию в знакомую сферу – event.
Будучи еще на радио, я устраивала различные мероприятия, фестивали, акции. Так как опыт у меня был большой, я решила открыть агентство праздников. Купила звуковую аппаратуру и начала искать заказы. Они пошли сразу. Дело мне давалось легко, потому что связи были наработаны еще на радио: я была знакома со звукорежиссерами, артистами, аниматорами. Работала уверенно.
Но в первый же год пьяные корпоративы напрочь отбили у меня охоту этим заниматься. Начала думать, что это не мое. Почему я должна нетрезвую аудиторию развлекать? Это претило моим ориентирам. Да, дело приносило деньги, но для меня это было не главное. Для кого-то деньги не пахнут, но для меня пахли.
Тогда я решила устраивать только детские мероприятия. Параллельно продолжала заниматься копирайтингом. Писала, сколько успевала. В совмещении двух деятельностей прошел год. Было тяжело. Я устала даже от детских мероприятий. А копирайтинг нравился все больше и больше. Заказчиков было много, и я уже неплохо зарабатывала на копирайтинге. Но для того, чтобы зарабатывать еще больше, нужны были знания. Тогда я приняла решение, что надо учиться и повышать свою квалификацию. Впрочем, не только жажда заработка мотивировала меня к этому. Мне просто хотелось досконально узнать все секреты копирайтинга – настолько это меня заинтересовало.
Я стала посещать специализированные форумы копирайтеров и маркетологов, и разузнала, где чему можно научиться. Прошла онлайн-тренинги и семинары, выписала себе учебники, слушала профессиональные конференции. Стала быстро набирать багаж знаний.
Копирайтинг, если сказать просто – это деятельность по написанию продающих текстов. В основе копирайтинга –механизм воздействия слов на человека, нейролингвистическое программирование, психология и т.п. Довольноинтересная сфера. Копирайтингу не учат в университетах, зато всю информацию можно получить из учебников (в основном – переводных, зарубежных авторов), тренингов, курсов.
Постепенно я как копирайтер вошла в творческие коллективы веб-студий, проектные бюро, рекламные фирмы. Мне попались такие заказчики, которые сами оплачивали мне тренинги, покупали учебники. И это все еще продолжается. Заинтересованные заказчики вкладывают средства в мое образование. Я, если честно, в шоке от этого. Невольно сравниваю с прошлой работой, где корпоративного обучения не было вообще.
Я вообще попала в другой мир. Например, меня еще удивила идеальная доброжелательность коллег. Несмотря на то, что среди копирайтеров огромная конкуренция, все они – настоящие коллеги. Если у тебя трудности, тебе в один миг предложат тысячу решений.
Мне очень нравится белая конкуренция среди копирайтеров и вообще профессионалов IT-сферы. Это очень комфортные отношения. Нет грызни между собой, сплетен, подковырок, как на прежней моей работе (опять сравнение, но никуда от этого не деться). Есть только мотивация и рост – не кто кого задавит, а кто кого перерастет. Скорее всего, это потому, что практически все коллеги – фрилансеры, познавшие истину, любящие жизнь и не отвлекающиеся на то, что не несет позитива. Фрилансер всегда великодушный. Наконец-то я знаю истинное значение этого слова.
Многие считают, что фрилансеры – это шабашники. Это очень узкое понимание. На самом деле я и мои коллеги – это законопослушные профессионалы, работающие на себя, выполняющие только те проекты, которые интересны, и в том объеме, который комфортен на данный момент. Мы зарабатываем и платим с заработка налоги, поскольку зарегистрированы как ИП или юрлица. Работать и не платить налогов – это несерьезно, да и нервирует, зачем это надо.
У меня ООО. Я открыла его для организации праздников, но потом переквалифицировала под рекламную деятельность. Официальный статус привел ко мне крупных постоянных заказчиков – банки, логистические компании, издательства. Многие из них нуждаются в комплексных услугах, и я, недолго думая, сформировала пул партнеров, с которыми мы разрабатываем и реализуем интернет-маркетинговые стратегии. Например, я со своей командой создаем тексты, один партнер оформляет эти тексты в информационный продукт, другой занимается seo-продвижением, третий создает сайт под проект заказчика, четвертый работает с социальными сетями. Полный маркетинговый цикл.
Понимание того, что мне нужна своя команда, пришло вместе с завалом работой. Постоянным заказчикам отказывать неудобно, в итоге набираешь заказов и сидишь по горло в работе. Решение подсказали коллеги: оказывается, у каждого есть команда, которая не дает разрастись делу в аврал. Если кто-то из твоей команды вырастает и решает уйти и собирать свою команду – удачи ему. Такая вот преемственность. Я и сама сначала входила в команду известного копирайтера, и он был моим первым постоянным заказчиком, который подбадривал и учил.
Свою команду я собирала по крупицам. Из Казани никого нет. Один копирайтер в Тбилиси живет, другая из Владимира, третья в Москве, еще одна - в Минске. Работаем и общаемся удаленно. Поэтому нет смысла арендовать офис. Мне нравится работать из дома.
Когда я ищу новых членов в свою команду, мне попадаются люди с татарской фамилией. Я более внимательно изучаю их портфолио, но пока нет таких, кого можно было бы пригласить в качестве автора к себе.
В основном в моей команде такие же мамочки, как и я, с детьми.
Так получилось, что моими крупными заказчиками стали московские компании. Честно говоря, казанскими даже не интересовалась.
Моя деятельность развернута в интернете. Возможностей поиска заказчиков - целый мир. Не буду раскрывать секретов, где и как я нахожу заказчиков. Могу только сказать, что это пассивный поиск. Все идут на портфолио.
С заказчиками общаюсь в основном виртуально. Есть крупные заказчики из Татарстана, к ним я езжу лично, чтобы обсудить все вопросы.
Жизнь фрилансера, да и любого творческого человека - практически всегда конкурс. Тебя выбирают из сотен заявителей. Участие в конкурсе - это очень хорошая мотивация для роста.
Когда я получаю очередной очень интересный заказ, то мысленно поздравляю себя с победой в очередном конкурсе и мотивирую себя тем, что должна оправдать доверие заказчика. Если чувствую, что для выполнения работы не хватает знаний, ищу очередной учебник или записываюсь на очередной курс гуру маркетинга.