В первой части запрещенной главы «Сколько вешать в граммах» мы начали с факторов (концепция, креатив, медиа вес), которые превыше всего влияют на то, чтобы потребитель 1) увидел сообщение; 2) запомнил сообщение; 3) захотел купить (не сообщение, продукт). Все измышления сжато суммировались табличкой:
| Концепция | Креатив | Медиа вес |
Узнавание ролика | - | ++ | ++ |
Запоминание сообщения | + | ++ | + |
Намерение купить | ++ | + | - |
Делаем шаг вперед - сегодня речь пойдет о том, как на вызов «Сколько вешать в граммах?» отвечают медиа агентства.
НУ НЕ ЗНАЮ - СКОЛЬКО ПОЛУЧИТСЯ
Для определения весов нет ни волшебной формулы, ни единого алгоритма – но есть ряд подходов, плюс-минус стандартных для всех агентств. Вопрос лишь в том, кто виртуознее «продаст» тот или иной подход. К сожалению, ни один из них не может считаться точным и универсальным. Причины? В каждом случае они свои…
Сколько, сколько у вас денег?
Это, пожалуй, самый частый подход для небольших брендов. «Есть $4 млн., хочу рекламу на ТВ – спланируйте»! Очевидно, что количество GRP на выходе равно бюджету, деленному на стоимость пункта рейтинга (СРР). Это короткий путь, но ведь есть еще и длинный – «забыть» о бюджете, и рассмотреть веса как инструмент реализации рекламного потенциала:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Neo Beauty от Вимм-Билль-Данн – уникальный для российского рынка молочный продукт, который, по заверениям производителя, «оказывает оздоровляющее, укрепляющее и регенерирующее действие на кожу, волосы и ногти». Концепция продукта протестировалась очень сильно – потенциал был явно на высоком уровне, но бюджет выделялся скромный. Агентство покорно раскидало его по 2 флайтам, 1,500GRP каждый. Особых вариантов, в общем-то, и не было – все залпом или два по полторы. Но потом клиент опомнился и, устами маркетинг директора, подбросил денег. Но и их не хватило….
Neo Beauty встал в один ряд с «недовешенными» инициативами ВБД. Точнее, занял место в пантеоне покойничков. Судите сами - в короткий отрезок 2005-2006 годов Neo Joy Fit выводили на рынок с 2,000GRP, Neo Mazhitel – с 2,500GRP, Чудо Ланч – с 1,400 GRP, Чудо Ля Фрут – с 1,700 GRP. Выводили, но не вывели - только в Мажителе возможно еще теплится жизнь, все остальные сразу ушли из телевизора и с полок...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Голосуй и проиграешь
SOV (Share-of-Voice) подход прост – дунул, плюнул и получил нужный вес. Обычно алгоритм укладывается в два шага, как раз те самые «дунул-плюнул»: 1 - дунул) для каждого бренда в категории определяется «доля голоса» в общем котле. К примеру, в категории холодных чаев:
Nestea – 4,000 GRP («Доля голоса - 40%)
Lipton – 6,000 GRP («Доля голоса» - 60%)
Итого – 10,000 GRP (100%)
2 - плюнул) на основе данных принимается некое решение, а ля «захватить (удержать) лидирующую (текущую) позицию по доле голоса в категории». Кто-то скажет - простенько, но со вкусом. Не соглашусь - есть ряд веских причин, почему подход не может быть надежным в 99% случаев.
Мы делили апельсин…
Первая причина – отсутствие критериев эффективной «доли голоса». Сколько вешать: 10%, 20%, а может 50% для достижения целей? Как быть Lenor в категории с двумя игроками? Или пивным брендам с тридцатью? Кого считать конкурентом Nestea – только Lipton или все Колы сразу?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На заре битвы за рынок сотовой связи в Tele2 активно «использовали» подход SOV. Только вот критериев эффективности по факту не было! В Иркутске 2 конкурента (МТС, Байкалвестком), а в Нижнем Новгороде уже 4 (Большая тройка + НСС). В Ижевске Tele2 по доле рынка №1, а в Воронеже - только запускается. Сколько % пирога прикажете резать в каждом случае?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вторая причина – полный отрыв от целей коммуникации, барьеров, концепции, оптимального коридора весов на каждый флайт и т.д. Обычно медиа вес в таком контексте рассматривается как основное орудие битвы. Хотя это, как мы знаем, не совсем так…
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имунеле старается не отставать от Actimel - во всем, что касается количества GRP. Но планирование «фифти-фифти» чревато. Нарисовали, скажем, 10,000 GRP на год, но если концепция слабовата, а внятного креатива нет (так было в 2007 году, когда крутили ветхозаветные ролики), то прокачка бюджетов «вслепую» результата не даст. И не давала в то время…
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кейс Имунеле указывает еще на один недостаток подхода – неясно, что делать с глыбой весов. Допустим, паритет весов – правильный ответ, но как их разбить по кампаниям? На это вопрос SOV ответа не дает… Есть и третья причина – иногда совсем непросто предсказать, что будет с общим «котлом» весов в следующем году. Особенно в период общей нестабильности. Проще взять и погадать на кофейной гуще!
Три с минусом
Сколько на свете медиа агентств, столько же вариантов «Калькулятора Частоты» (КЧ) - еще одного определителя весов. Более того, даже внутри агентства могут быть разные версии – невероятно «гибкий» инструмент! Однако все вариации КЧ построены на одной «операционной системе» - модели Остроу (Ostrow), рассчитывающей минимальную эффективную частоту по ряду маркетинговых, креативных и медийных факторов.
Принцип работы прост – нужно оценить будущую кампанию по шкале факторов (в модели Остроу их 20). У каждого фактора предустановлен свой вес, на который перемножается выбранное значение. Далее подбивается сумма по всем факторам, и на «дисплее» высвечивается Ее Величество, Эффективная Частота (2+, 3+,…,10+). Тут же высвечивается и ряд плюсов / минусов инструмента.
Калькулятор виртуальной частоты
Среди первых, какой-никакой, но учет факторов, влияющих на медиа вес. К примеру, по шкале «простое сообщение – сложное сообщение». Такой подход вполне оправдан. Туман сгущается, если добавить еще десяток факторов вроде «сильная – слабая недавняя поддержка». Можно, имея «зеленый свет» по всем вторичным факторам, получить частоту 2+. Но перед брендом будет столь мощный барьер, что ни 2+, ни 3+, ни даже 15+ не сдюжат:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для кампании «Tide или кипячение с Тишко» КЧ, скорее всего, укажет на эффективную частоту 3+. Сами посудите – старый знакомый бренд; простое сообщение; сильный креатив. Конвертация ЭЧ в рейтинги даст традиционный коридор в 1,500 - 2,500 GRP. Насколько эти веса отработают потенциал кампании? Взгляд в прошлое дает однозначный ответ - на гулькин нос...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Еще один недостаток КЧ проявляется при переводе эффективной частоты в GRP. Первым делом, строится кривая охвата на заданной частоте N+. Невооруженным взглядом виден убывающий прирост охвата с ростом GRP:
GRP | Охват на 3+ | Прирост охвата |
100 | 14% | - |
300 | 42% | 28 п.п. |
500 | 61% | 19 п.п. |
700 | 72% | 11 п.п. |
900 | 79% | 7 п.п. |
Далее на сцену выходит показатель CPRP (Cost per reach point) – сколько рейтингов стоит дополнительный пункт охвата. Строится кривая, иногда даже с чем-нибудь пересекается, хотя очевидной точки перегиба на ней нет – с ростом GRP происходит плавное «угасание» прироста охвата и соответствующее увеличение CPRP:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Есть два способа подсчета CPRP. Первый (приведен ниже) отталкивается от дельты. Скажем, увеличение весов с 300 GRP до 500 GRP приводит к приросту охвата на 19 п.п. Следовательно, CPRP = (500 GRP – 300 GRP) / 19 = 10,5. А увеличение с 500 GRP до 700 GRP дает CPRP = (700 GRP – 500 GRP) / 11 = 18,2.
Второй способ вычисляет CPRP простым делением GRP на охват. К примеру, на 300 GRP CPRP = 300 GRP / 42% = 7,1, а на 500 GRP CPRP = 500 GRP / 61% = 8,2. Но суть не меняется – с «угасанием» прироста охвата CPRP стремится вверх.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Правдами (скорее неправдами) «волшебная точка» находится где-то между 60% и 70% охвата на ЭЧ. Нехитрое действие – и вот уже известно, сколько вешать. Скажем, 650GRP = 69%@3+ - типичное решение задачи с помощью КЧ. Итак, где еще кроются недостатки инструмента? А вот где – КЧ определяет месячные, а не общие веса за кампанию. Вы можете взять с потолка продолжительность кампании в 2, 3, 6 месяцев. В этом случае веса будут 1300, 1950, 3900 GRP соответственно. Но какие из них оптимальные?
Немало копий ломается вокруг эффективных частот – даже если спор идет о близких друг другу 3+ и 4+. Если приглядеться, то получается, что 61%@4+ = 69%@3+ = 650 GRP. Разница есть, но в пределах плавающего «коридора». Так стоит ли вопрос бесконечных дискуссий?
Как говорится, все модели неверны, но некоторые полезны. В случае КЧ стоит переиначить, как «полезны в некоторых случаях». В частности, когда планирование и ТАКТИЧЕСКАЯ оптимизация ведутся от охвата/частоты, а не GRP (не будем лезть в эти дебри). Хотя и в этом случае КЧ просто удобен, не более того.
Тут видел, тут не видел
Подход определяет веса, необходимые для достижения некоего уровня узнавания («я видел этот ролик»). Шаг 1: Замер узнавания роликов в категории. Шаг 2: Корреляция узнавания с медиа весами. Так, 60% видевших ролик набирается (для категории собачье-кошачих кормов) где-то на уровне 1,200 GRP.:
Определение весов за кампанию - шаг вперед по сравнению с КЧ. Причем в этот шаг уже заложен ряд важных параметров. Во-первых, можно связать узнаваемость с вовлекающей силой креатива, впоследствии управляя весами «в ручном режиме». Ведь разброс узнавания при равных весах объясняется, прежде всего, креативом:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В арсенале Whiskas есть прекрасный ролик, который за 2 недели и 500 GRP набирал 70% узнавания. По результатам тестирования привлекательность и запоминаемость ролика буквально выпрыгивали из общего ряда. Поэтому для схожих по силе роликов можно закладывать меньшие веса в будущем.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Во-вторых, учитывается вовлеченность потребителей. В категориях с низкой вовлеченностью (стиральные порошки) нужно поболее GRP, чтобы пробиться к сознанию, чем в высокововлеченных (продукты для детей). Насколько больше – покажут цифры, причем не виртуальные – как в случае с КЧ, а фактические, добытые на прямой линии с потребителем. Похоже на совершенный инструмент? Не совсем…
Главный недостаток лежит на поверхности – все та же близорукость. «Узнавание ролика с подсказкой» не учитывает: 1) потенциал кампании и 2) запоминание сообщения. По сути, все решения будут лежать все в том же коридоре 1,000 – 2,000 GRP. Это ограничивает «зону действия» инструмента - сообщение должно легко считываться и запоминаться потребителем, что характерно для информирующих («20% бесплатно», «теперь с лимоном») и простых убеждающих кампаний:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из исследований известно, что для Kitekat первые 5 контактов с сообщением генерируют 80% намерения купить. В этом случае узнавание ролика - лучший индикатор оптимальных весов. К примеру, на 70% узнавания (1,300 GRP) большинство потребителей успевает «созреть» до покупки.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если данные снимаются на еженедельной основе, можно проследить набор узнавания в динамике – сколько вешать GRP для достижения пика, и сколько для поддержки:
В этом примере плато достигается на ~1,500 GRP, а в дальнейшем требуются только поддерживающие веса. Другое дело, что этот подход надежен, если опирается на динамику десятка кампаний, не меньше. Узость диапазона (1,000-2,000 GRP) может привести к серьезным ошибкам. Но, пожалуй, это самый надежный и прозрачный подход, в отличие от «черного ящика» моделирования – следующего инструмента в арсенале агентств.
«Черный ящик» моделирования
Его действие лучше всего передает слово «sophisticated», значения которого простираются от «изощренный» до «вводящий в заблуждение». Принцип моделирования основан на поиске зависимости между причиной (GRP) и следствием (осведомленность, намерение купить или продажи).
Все модели можно условно поделить на «простые» и «сложные» в зависимости от переменной «под следствием». Если это продажи или намерение купить – речь о «сложной» модели, если осведомленность – о «простой». В «сложных» моделях первым шагом вклад ТВ рекламы в рост продаж «очищается» от множества других факторов (цена, дистрибуция, промо, реклама в прессе и т.д.). А вот и первая ловушка - выявление числовых зависимостей, а не лежащих в их основе причинных связей.
Поясню, что имеется ввиду. Можно легко обнаружить сильную корреляцию между разрушениями, вызванными пожаром, и числом пожарных, участвующих в тушении. Но следует ли заключить, что пожарные вызывают разрушения? Конечно, нет. Вы можете ввести в модель множество переменных (например, PR в газете «Вестник Урюпинска»), и программа старательно найдет числовые зависимости, проигнорировав причинные связи (т.е. качественный вклад в результат). Итог – искажение вклада каждого фактора.
Помешают и скрытые факторы, лежащие между «причиной» и «следствием». В модель невозможно ввести силу креатива или концепции – в модели они «зашифрованы» под одной вывеской «ТВ веса». Вот и получится, что взлет продаж был зафиксирован «благодаря ТВ весам», но движущей силой успеха стала, скажем, сильная инициатива. Как результат - переоценка влияния весов и неверные рекомендации на будущее.
Хотя бы по этой причине ТВ картинка будет с серьезными «помехами». В GRP будет «зашита» концепция, креатив, веса. Если эта гремучая смесь дала (или не дала) результат в прошлом, то не факт, что новая комбинация даст (или не даст) его в будущем.
Вторым шагом строятся так называемые кривые чувствительности, подчиняющиеся закону убывающей отдачи. Принцип расчета таков – каждое значение весов приводит к какому-то результату (дали 300 GRP – получили прирост 100 ед., 700 GRP – 200 ед.). На множестве значений получается некая зависимость:
На этом этапе тоже не все безупречно. Основная проблема – окрестность, в которой модель сохраняет прогнозную силу. Ведь чтобы выводы были надежными, нужно обеспечить вариативность переменных. За время наблюдений (причем неоднократно!) должны быть и высокие, и средние, и низкие веса, чтобы понять поведение продаж на каждом уровне. Тоже самое с разностью креатива и концепций…
С осведомленностью дело обстоит проще, но не лучше. К вышестоящим проблемам добавляется еще одна. Знание бренда или рекламы - очень опосредованный (скорее сопутствующий) критерий успеха. Особенно это касается зрелых брендов, у которых высокое знание – результат многократного использования или огромной инерции. Так у Whiskas знание бренда (без подсказки) лежит в районе 90%, а знание рекламы (без подсказки) – 70%. Колебания – мизерные, а результат моделирования - плачевный.
Но даже если (о, чудо!) машина найдет стройную зависимость, то все равно это будет взгляд назад, который можно признать надежным только в случае большого количества точек. В непредсказуемых условиях российского рынка – это, увы, сложная задача. Так что моделирование – это не шаг вперед, скорее, в сторону... Оставив за скобками сомнительные подходы «от бюджета» и «SOV», можно смело обобщить достоинства и недостатки трех остальных.
| «Калькулятор частоты» | «Узнавание» | «Моделирование» |
Достоинства | Удобен при планировании весов от охвата / частоты | Учитывает вовлекающую силу креатива | Выделяет роль ТВ весов среди других факторов |
Учитывает ряд вторичных факторов | Точен при планировании «простых» кампаний | ||
Недостатки | Не учитывает влияние концепции и креатива (на запоминание сообщения) | ||
Не определяет общие веса за кампанию | Моделирует начальный целевой эффект узнавания | Моделирует опосредованные (продажи) или второстепенные (знание бренда) факторы | |
Прозрачность | Средняя | Высокая | Низкая |
Доступность | Высокая | Средняя | Низкая |
Как видим, у всех инструментов есть определенная «зона действия», однако, ограниченная общим фундаментальным недостатком – без внимания остается сила концепции и креатива. На практике это значит, что большое число кампаний подвержено риску нереализации рекламного потенциала. Особенно, если речь идет о запуске бренда или продвижении инициатив - вспомните пантеон ВБД. Один раз – случайность, четыре – закономерность. Не верится, что потенциал инициатив был реализован на 100%. Даже с учетом, вероятно, не самых сильных концепций и креатива. А где корень зла и какова его цена – судите сами. Мы же от риторического вопроса «кто виноват?» переходим к «что делать?».
Так, пожалуйста, мне 38, нет - 39 черешен
(Продолжение следует)