Алексей Андреев, управляющий партнер Depot WPF
В недавней серии публикаций уважаемая редакция Состава подробно описала условия «идеальных» тендеров для различных сегментов коммуникационног
Уверен, что этот вопрос волнует не только меня. Точнее, как раз лично меня он особенно и не волнует, но чувство социальной ответственности, профессиональный опыт и позиция в Ассоциации брендинговых компаний России не позволяют мне молчать.
Так вот. Начну с того, что любой неоплаченный труд должен вызывать протест. Российское законодательство регламентирует этот вопрос очень вяло (хотя в Конституции Российской Федерации прямо указывается, что каждый имеет право на вознаграждение за труд).
И тем не менее, существуют традиции, «цеховые правила», а также изначально слабая позиция номинантов. Все это позволяет существовать огромному количеству бесплатных конкурсов, где только победитель может рассчитывать на контракт. Не буду с этим спорить. Я хочу привлечь внимание клиентов-инициат
Детский сад в стиле Пелевина
Поясню на примерах из близкой мне отрасли брендинга. Организаторы бесплатного тендера предполагают, что смогут выбрать по итогам творческого конкурса лучшее агентство. Это заблуждение.
Во-первых, в большинстве случаев лучшие агентства не станут участвовать в подобных тендерах априори. Их ресурс востребован, график расписан наперед и пускаться в неоплаченные риски нет смысла. Но об этом я еще скажу подробнее ниже.
Во-вторых, одни участники тендера, стараясь победить, попробуют создать «прорывной креатив», не имеющий отношения к задачам клиента. Другие агентства, понимая, что результаты наверняка будут тестироваться на очень консервативных обывателях, не станут предлагать яркие решения, и отдадут предпочтение safe choice. И тоже проиграют.
В-третьих, присланные на тендер работы скорее всего окажутся безусловным суррогатом по причине отсутствия времени и средств у агентств на погружение в проблему, качественный дебриф, полноценную творческую группу, дизайн, фотосьемку, ретушь и т.д. В результате заказчик сможет по одним ему ведомым критериям выбрать наиболее понравившееся агентство.
Это же какая-то лотерея, честное слово. Сколько раз нам всем приходилось слышать от клиентов: «Мы выбрали тех-то за то, что у дизайнеров горели глаза!»
Или: «Они нам кивали, они нас слышали!»
Или вообще: «Они приехали без опоздания и у них не было дредов, татуировок и тоннелей в ушах».
Короче, детский сад в стиле Пелевина. Почему, интересно, такие клиенты врача себе не выбирают по горящим глазам? Или банк?
Бывают ситуации еще абсурднее. Устраиваются бесплатные тендеры на стратегию бренда, на разработку позиционирования и на другие работы, исполнение которых просто невозможно без существенных финансовых и временных инвестиций.
Заплатить за счастье выбрать подрядчика
Существует ли альтернатива для заказчика? Безусловно. Нужно просто заплатить за счастье выбрать достойного подрядчика. Либо ограничиться бесплатными собеседованиями с агентствами и выбирать по итогам анализа: коммерческое предложение, портфолио, репутация, личный контакт.
Достойна уважения и позиция клиентов, приглашающих к работе над определенным этапом проекта одновременно нескольких подрядчиков. Мы в Depot WPF нередко реализуем проекты параллельно с еще одним-двумя агентствами. За полную стоимость. С отличным брифом и максимальной клиентской вовлеченностью. Такой подход действительно можно назвать идеальным тендером!
Взгляд со стороны агентства
Что касается отношения самих агентств к бесплатным тендерам, то тут «хозяин — барин» — никого силой не понуждают. Мотивов для того, чтобы «пойти» в такой тендер, может быть много.
Например, необходимость получить данного клиента любой ценой! Или желание доказать всему миру (или кому-то конкретно), что ты — самый крутой! Победа в тендере для этого подходит. Или же возможность получить дополнительный опыт и знания в интересующей отрасли. Участие в тендере порой дает возможность агентству стать владельцем ценной информации. Существуют также некоторые бюрократические процедуры с текущими клиентами, делающие для агентства затруднительным сам факт отказа от участия в бесплатном тендере. Есть и еще мотив — каприз руководителя агентства. Поразмыслив над новым приглашением, например, мой партнер Анна Луканина иногда вдруг прищуривается и говорит (чисто по-женски): «А я хочу сыграть в этот тендер! Просто хочу».
В заключение скажу, что идеальных тендеров не существует, как не существует и безусловных аргументов в пользу участия или неучастия агентств в них. Тендер — атрибут нашего бизнеса и мы вольны поступать сообразно обстоятельствам. Просто сильные чаще управляют обстоятельствами