Банки начали запрашивать у своих клиентов подтверждение операций на небольшие суммы — в пределах 1 тыс. рублей. Если человек не предоставит обоснование перевода, карту могут аннулировать, сообщают «Известия».
Так, клиенты Сбербанка, Тинькофф-банка и Бинбанка пожаловались изданию, что после проведения операции на сумму в тысячу рублей с ними связывались представители банка и требовали прислать ряд документов, подтверждающих необходимость перевода.
«Специалист колл-центра перечислила все бумаги, которые нужно перекинуть ей в WhatsApp. Там было письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение денежных средств (расширенная выписка со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты», — рассказала клиентка банка, уточнив, что на сбор документов ей дали 3 дня.
По мнению экспертов, таким образом финансовые организации пытаются противостоять нелегальным схемам и мошенничеству — например, уходу предпринимателей от уплаты налогов.
В Центробанке пояснили, что банк имеет полное право приостановить транзакцию и обратиться к владельцу счета за пояснениями только если сочтет, что картой завладели злоумышленники. На это может указывать несоответствие суммы или периодичности перевода типичному поведению держателя карты. Но даже в этом случае банк не должен запрашивать письменного обоснования операции. Ему достаточно получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от платежа.
Требование предоставить подтверждающие документы на перевод между физическими лицами нарушает законодательство. Максимум, что может потребовать банк от клиента, — это устное подтверждение по звонку, что трансакцию совершал действительно он.
«К нам не поступали жалобы на массовую блокировку кредитными организациями перечислений между гражданами. Если клиенты банков сталкиваются с подобного рода проблемами, ЦБ рекомендует подавать жалобы в интернет-приемную», — отметили в пресс-службе регулятора.