Прочитать переписку пользователей и показать им релевантную рекламу — давно известная практика. Многие компании прошли этот этап, в их числе Google с принадлежащим ему почтовым сервисом Gmail. В прошлом году интернет-гигант отказался от слежки за пользователями электронной почты да и само сканирование писем оказалось под негласным запретом в Кремниевой долине. Но не для всех.
Oath, «дочка» Verizon и владелец Yahoo с AOL, Huffington Post, Tumblr и Techcrunch, разглядела настоящую «золотую жилу» в переписке пользователей. Недавно компания предложила клиентам сервис, который способен просканировать более 200 млн почтовых ящиков Yahoo Mail и изучить покупательские привычки их владельцев, пишет Wall Street Journal. Oath аргументирует это тем, что содержание почтового сервиса требует больших затрат. И чтобы он оставался бесплатным, пользователям придется чем-то пожертвовать.
О чтении личной переписки речи не идет, утверждают в компании. Сервис будет анализировать только рекламные сообщения, в основном от ритейлеров. При этом от сканирования не будут защищены даже пользователи платной версии Yahoo, которая обходится им в 3,49 доллара в месяц. Отключить опцию можно, но довольно сложно — она находится не в настройках, а в разделе Ad Interest Manager.
Алгоритмы Oath отсортируют письма в зависимости от потребительских предпочтений и разместят соответствующие «куки». Благодаря им пользователь увидит релевантную рекламу. Например, если человек часто покупает авиабилеты, то его отнесут к категории часто летающих. Если ему часто присылают предложения от такси-сервиса Lyft, то он попадет в категорию «самозанятые». На основе собранных данных и будут таргетироваться объявления.
Система не затронет личные письма, а рекламодатели не получат сведения, которые бы позволили идентифицировать пользователя, сообщили в Oath. Одновременно алгоритм учится на ошибках: например, раньше он помечал приглашения на свадьбу как коммерческую рассылку, потом этот «баг» исправили.
Ранее издание The Verge писало, что политика конфиденциальности Oath разрешает читать письма с сервисов Yahoo и AOL не только машине, но и человеку. При этом в компании знают, что зачастую Yahoo Mail используется как ящик для сбора всяческого спама и раздражающих рассылок — такая информация как раз и пригодится рекламодателям.
Впрочем, потенциальные клиенты Oath сомневаются в возможности компании показывать рекламу с тонким таргетингом. Даже если система просканирует 200 млн почтовых ящиков, что-то специфическое обнаружится у ничтожной части пользователей. Сейчас Yahoo Mail заметно уступает конкурирующему Gmail — сервис Google лидирует во всех возрастных категориях кроме 65+.
Пока же ни Yahoo, ни Gmail не могут похвастаться стопроцентным отсутствием уязвимостей. Yahoo неоднократно оказывалась участником скандалов с утечками данных, а Gmail становился жертвой фишинга. В июле WSJ обнаружила, что сторонние приложения Gmail могут читать письма пользователей после того, как запросят их согласие на доступ к информации. Среди тех, кто никогда не передавал рекламодателям данные своих почтовых сервисов, — корпорация Microsoft.
Напомним, именно в России Google столкнулся с одним из исков по поводу чтения переписки. Еще в 2013 году юрист Антон Бурков заметил, что ему показывают контекстную рекламу на основе сведений из личных писем. Тогда он обратился в суд с требованием обязать компанию прекратить эту практику. После нескольких лет тяжб Мосгорсуд принял решение оштрафовать интернет-компанию на 50 тысяч рублей и запретил Google изучать содержание переписки пользователей.